TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


08.07.2020
07:08

Красота некрасивого

    Вчера у меня был знаменательный день: я наткнулся (см. тут в самом конце) на единомышленника. (Жаль, фамилию свою он не обозначил.) Единомыслие заключается в . . .

06.07.2020
11:46

Быть или не быть

    Знать, что ты не знаешь, очень трудно. Почти невозможно. Мамардашвили. Быть или не быть статье о Битове? О его вещи, называемой “Птицы, или Новые сведения о . . .

05.07.2020
20:54

Игорь Орлов

    У меня проблема. Как сочетать ницшеанство маленьких детей (они центропупы с повышенной ролью “я”-фантастического, это – если б всё было возможно) с ницшеанством . . .

04.07.2020
20:48

Есть шанс понять

    Есть шанс понять, зачем Константин Сомов лица портретов в своей графике выполнял натуралистически, а остальное – "бестелесностью контуров” . . .

03.07.2020
10:27

Обсудим-ка с самим собой...

    Обсудим-ка с самом собой сатиру. Обсудить меня подвигло такое стихотворение Кибирова, будто бы "опубликованное в журнале "Литературная Армения", №5 за 1989г.” . . .

01.07.2020
12:43

Не дикость

    Я уже давно живу на свете и помню, - это было в середине 50-х годов, - как джаз стал проникать в жизнь нашего провинциального города, как джаз считали аморальным и как . . .

01.07.2020
09:12

Абракадабра

    Вот, как ругали в СССР такую гравюру. Фаворский. Ф.М. Достоевский. 1929. "Как сентиментально-бытовую картинку воспринимали они, например, монументально-суровый . . .

30.06.2020
08:43

В порядке исключения

    Вообще-то я боготворю разборы художественных произведений, отталкивающиеся от элементов этих произведений. Но в случае с символистом Сапуновым я сделаю . . .

29.06.2020
20:35

У меня проблема

    У меня проблема. Две проблемы. – Одна – я взялся за очень тонкое дело, толкование произведений искусства, и хочу это донести до довольно далёких от искусства . . .

27.06.2020
18:46

А ведь я ошибся

    А ведь я ошибся с Юоном и тут, и тут. Благо, ошибки – учат, если в них признаваться. – Ни он авангардист, злящийся на крестьян, принявшихся восставать против . . .

26.06.2020
15:42

Это начётничество?

    Когда спрашиваешь поисковик: “начётничество”, - открывается такая запись: "Начётничество — в старообрядческой среде — начитанность, учёность, любовь к . . .

25.06.2020
09:50

Я начинаю читать...

    Бывают странные сближенья. Пушкин. Я начинаю читать исторический роман “Генерал и его семья” (2017) Тимура Кибирова что из большого списка кандидатов на премию . . .

24.06.2020
16:09

Грусть-тоска меня съедает

    Я несвободный человек. И это грустно. Свободным я б был, если б брался писать только о тех картинах, которые мне невольно бросились глаза. Я бывал свободным, посещая . . .

23.06.2020
10:06

Прочтение

    Всё будет по-старому. Чехов. Дядя Ваня. Ну вот зачем, давая панораму сада в телевизионной версии спектакля 1986 года “Дядя Ваня” БДТ в постановке режиссера . . .

21.06.2020
10:51

Революционная эволюция

    Знаете, что такое готтентотская мораль? "Миссионер: Ты знаешь, в чём разница между добром и злом? Готтентот: Конечно. Добро — это когда я украду чужой скот и чужих . . .

20.06.2020
15:24

Господи, я ни с чем не могу согласиться!

    Что ни пишут о Павле Кузнецове – меня не устраивает. Вот слова Эфроса: "Изучение кузнецовских образов на самом деле обнаруживает в них надтреснутость, или . . .

17.06.2020
15:15

Беззаконная комета

    Тяжело быть не таким, как все, даже если давно инакость эту в себе чувствуешь. Одна надежда – что все когда-нибудь станут такими. А пока – тяжело. Одна из таких . . .

16.06.2020
17:25

Что меня злит

    Что меня злит у большинства пишущих об искусстве? – Лялякание. Общие слова, не привязанные к “тексту” произведения. Вот, например, что пишет один о знаменитом . . .

14.06.2020
20:44

Пашинин пашет

    Именно пашет, а не летает, как поэт. Я пишу о басне Пашинина “О биологическом детерминизме" (2020). Я б не писал, да меня попросили. Почему я б не писал? Потому что моё . . .

13.06.2020
09:48

Земля плоская, непосредственно глядя. Но это не доказательство.

    Это – продолжение сочинённого тут. Я там, сославшись на принципы, дал их мало. Больше козырял непосредственностью переживания. Вот и результат получился неполным: антиобычность, мол, Фабра. С малообоснованным намёком моим, что не зря на Фабра публика жаловалась, и зря его защищали некоторые искусствоведы.

    Да и не жаловалась публика на обсуждённое произведение. Жаловалась на неуместность чучел животных вне зоологического музея.

    Зоологический музей принадлежит сфере науки. А та, имея целью истину, в некотором отношении безнравственна. Художественный же музей к нравственности ближе, ибо самые главные его произведения, произведения неприкладного искусства, своим общением подсознательного идеала автора с подсознаниями восприемников, обеспечивают ту функцию искусства, которую больше ничто не обеспечивает (кроме личного примера в жизни) – непосредственное и непринуждённое испытание сокровенного мироотношения человека с целью усовершенствования человечества (Натев. Искусство и общество. М., 1966. С. 223).

    Тот момент, что почти в таком качестве искусство возникло вместе с человечеством, обеспечило мизерное число типов подсознательного идеала автора – столько, сколько есть характерных точек на синусоиде (образе изменения и превращения идеалов из типа в тип), - на синусоиде, отображающей вытянутую во времени цикличность превращений между полюсами “коллективизм” и “индивидуализм”.

    По теории Поршнева человек произошёл отщеплением мутантов от палеоантропов. Первые были кормом вторых. Вторые первым внушали отдать ребёнка на съедение стаду. – И отказаться нельзя (стадо же, без него нет жизни, коллективизм), и отдать нельзя (индивидуализм). – Стресс. А от стресса животные умирают. Но не эти мутанты, у которых в порядке мутации наросли “лишние” лобные доли мозга. Туда стресс разряжается, породив третье переживание, экстраординарное. Которое при его условности и есть искусство с той уникальной функцией, которую открыл Натев. Так поначалу это была даже и не условность. Ибо экстраординарность вводила в ступор самого внушателя, и ребёнка в этот раз можно было спасти. Попутно это всё было, собственно, появлением второй сигнальной системы. То есть человечества. Которое и оформилось путём удирания мутантов из стада.

    Чтоб категорически отличать себя, людей, от них, нелюдей, своих умерших не съедали, а стали хоронить. И это задержалось по сей день. Ну, за исключением отношения к особым умершим – главам общества. Фараонам. Теперь – к Ленину, скажем, оказавшему влияние на весь мир. Это, обычай хоронить, и на трупы домашних животных перешло. И считается кощунством – сделать из трупа манекен. Он же будет абсолютно похож на того, кто жил недавно и не забыт, это уже будет близким к воздействию жизни, непосредственному и принуждающему (по Натеву). Как перформанс. Что и выводит манекен и перформанс за пределы искусства (условности).

    Что и вызвало протесты посетителей Эрмитажа и Главного штаба, где экспонировались произведения Фабра.

    Мне можно возразить: вы сами воздействие манекена назвали близким к воздействию жизни. Живого блеска глаз в нём нет. Ещё чего-то… Это всё же условность.

    Хорошо. Но чем движим был автор? – Ни одним из тех типов идеалов, которые охватывают автора подсознательно. Каковое качество, вспомним формулу Натева, связано с целью усовершенствования человечества. (Тут надо б перечислить те несколько типов, но это уведёт в сторону, и предлагаю мне просто поверить.) А вот сознание может автору подкинуть замыслы, бесконечно отличающиеся от тех нескольких, которые возникают у авторов естественно подсознательными. И один из сознательных может быть лишён цели усовершенствования человечества. Античеловечный замысел. – Чем не вариант? Особенно, если автор полностью в человечестве разочарован. Настолько полностью, что аж спокоен уже. – Тогда можно и раздавленную на дороге собаку приспособить для музейного экспоната.

    А на словах сказать, что "…он таким образом даёт им новую жизнь в искусстве и побеждает смерть” (https://life.ru/p/930235).

    Перефразируя поэта, можно сказать: мало ли, что можно в жизни намолоть!

    Фабр просто за то, против чего человечество. Если, в общем, человечество предполагает конечный перевес Добра над Злом, Жизни над Смертью, то Фабр удостоверился в обратном. Потому он не придаёт трупам вид живых и украшает их лентами. Натурализм трупа прибавляет убедительности идее торжества Смерти. Для торжества – ленты.

    Сознательность это и есть неестественность. А то, что не вдохновлено подсознательным идеалом, не есть первосортное, неприкладное искусство. Ему б не место в Эрмитаже. Но… Это вечное преклонение перед Западом…

    Ну а сам Пиотровский?

    "Современное искусство – вызов. Провоцируя, оно заставляет людей задуматься. Этому надо радоваться, а не огрызаться. Если кому-то такое искусство не нравится или не все его понимают – это нормально” (Пиотровский. https://spbvedomosti.ru/news/culture/provotsiruya_iskusstvo_zastavlyaet_nbsp_zadumatsya/).

    Много верного тут. Вспомните испытательную функцию Натева.

    Но вот если б на вершину был бы возведён подсознательный идеал (боговдохновлённость, как говорили когда-то), то Пиотровский не смел бы Фабра защищать. Надо бы вообще учредить музеи прикладного и околоискусства.

    Я слышал когда-то давно по радио отца нынешнего Пиотровского, тоже заведовавшего Эрмитажем. Он объяснял, зачем покупает и хранит в запасниках непонятные произведения современного искусства. Затем, что вдруг когда-то в будущем их оценят. – Так это хоть имело смысл. Произведения неприкладного искусства, бывает, столетиями не открывают своего художественного смысла. Потому что трудно влезть в диалог подсознаний автора и восприемников.

    Но с произведениями, задуманными целиком сознанием, всё ж сразу ясно. Всем. Или почти всем.

    7 июня 2020 г.

<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100