TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


05.07.2020
20:54

Игорь Орлов

    У меня проблема. Как сочетать ницшеанство маленьких детей (они центропупы с повышенной ролью “я”-фантастического, это – если б всё было возможно) с ницшеанством . . .

04.07.2020
20:48

Есть шанс понять

    Есть шанс понять, зачем Константин Сомов лица портретов в своей графике выполнял натуралистически, а остальное – "бестелесностью контуров” . . .

03.07.2020
10:27

Обсудим-ка с самим собой...

    Обсудим-ка с самом собой сатиру. Обсудить меня подвигло такое стихотворение Кибирова, будто бы "опубликованное в журнале "Литературная Армения", №5 за 1989г.” . . .

01.07.2020
12:43

Не дикость

    Я уже давно живу на свете и помню, - это было в середине 50-х годов, - как джаз стал проникать в жизнь нашего провинциального города, как джаз считали аморальным и как . . .

01.07.2020
09:12

Абракадабра

    Вот, как ругали в СССР такую гравюру. Фаворский. Ф.М. Достоевский. 1929. "Как сентиментально-бытовую картинку воспринимали они, например, монументально-суровый . . .

30.06.2020
08:43

В порядке исключения

    Вообще-то я боготворю разборы художественных произведений, отталкивающиеся от элементов этих произведений. Но в случае с символистом Сапуновым я сделаю . . .

29.06.2020
20:35

У меня проблема

    У меня проблема. Две проблемы. – Одна – я взялся за очень тонкое дело, толкование произведений искусства, и хочу это донести до довольно далёких от искусства . . .

27.06.2020
18:46

А ведь я ошибся

    А ведь я ошибся с Юоном и тут, и тут. Благо, ошибки – учат, если в них признаваться. – Ни он авангардист, злящийся на крестьян, принявшихся восставать против . . .

26.06.2020
15:42

Это начётничество?

    Когда спрашиваешь поисковик: “начётничество”, - открывается такая запись: "Начётничество — в старообрядческой среде — начитанность, учёность, любовь к . . .

25.06.2020
09:50

Я начинаю читать...

    Бывают странные сближенья. Пушкин. Я начинаю читать исторический роман “Генерал и его семья” (2017) Тимура Кибирова что из большого списка кандидатов на премию . . .

24.06.2020
16:09

Грусть-тоска меня съедает

    Я несвободный человек. И это грустно. Свободным я б был, если б брался писать только о тех картинах, которые мне невольно бросились глаза. Я бывал свободным, посещая . . .

23.06.2020
10:06

Прочтение

    Всё будет по-старому. Чехов. Дядя Ваня. Ну вот зачем, давая панораму сада в телевизионной версии спектакля 1986 года “Дядя Ваня” БДТ в постановке режиссера . . .

21.06.2020
10:51

Революционная эволюция

    Знаете, что такое готтентотская мораль? "Миссионер: Ты знаешь, в чём разница между добром и злом? Готтентот: Конечно. Добро — это когда я украду чужой скот и чужих . . .

20.06.2020
15:24

Господи, я ни с чем не могу согласиться!

    Что ни пишут о Павле Кузнецове – меня не устраивает. Вот слова Эфроса: "Изучение кузнецовских образов на самом деле обнаруживает в них надтреснутость, или . . .

17.06.2020
15:15

Беззаконная комета

    Тяжело быть не таким, как все, даже если давно инакость эту в себе чувствуешь. Одна надежда – что все когда-нибудь станут такими. А пока – тяжело. Одна из таких . . .

16.06.2020
17:25

Что меня злит

    Что меня злит у большинства пишущих об искусстве? – Лялякание. Общие слова, не привязанные к “тексту” произведения. Вот, например, что пишет один о знаменитом . . .

14.06.2020
20:44

Пашинин пашет

    Именно пашет, а не летает, как поэт. Я пишу о басне Пашинина “О биологическом детерминизме" (2020). Я б не писал, да меня попросили. Почему я б не писал? Потому что моё . . .

13.06.2020
09:48

Земля плоская, непосредственно глядя. Но это не доказательство.

    Это – продолжение сочинённого тут. Я там, сославшись на принципы, дал их мало. Больше козырял непосредственностью переживания. Вот и результат получился неполным: . . .

12.06.2020
17:12

Дню России посвящается

    .

    Русская исключительность.

     

    Но я люблю - за что, не знаю сам –

    Ее степей холодное молчанье…

    Лермонтов.

    Я пишу только то, что могу назвать новизной, даже не будучи начитанным. Потому что то, что я акцентирую, у других слышится только в обертонах. – Речь об этой картине.

    Остроухов. Сиверко. 1890.

    Обертоном я считаю слова "несмотря на… самым… русской” в высказывании Бенуа:

    "…несмотря на свою жёсткую и не особенно виртуозную живопись, эта одинокая картина должна быть отнесена к самым драгоценным явлениям в русской живописи”.

    Слова "через головы всех” у Грабаря:

    “В этой вещи есть замечательная серьёзность, есть какая-то значительность, не дающая картине стариться и сохраняющая ей бодрость живописи, ясность мысли и свежесть чувства, несмотря на все новейшие технические успехи и через головы всех модернистов”.

    А я говорю просто: русская исключительность. Несмотря на:

    "Картина не отличается особенной экзотичной красотой, зато честно представляет русский пейзаж в средней полосе” (https://muzei.club/0861-opisanie-kartiny-ili-ostrouhova-siverko).

    Оно, конечно, все народы любят себя и в глубине души своей считают себя народом лучшим, единственным и неповторимым. Но русские – как-то с большим правом, чем многие, а может, и все. Даже и объективно великим народом называют мало кого, и русских называют. А среди великих, только русские живут в таком холоде. Даже в южной, казалось бы, степи – тоже холодно, как написал и Лермонтов. Изотерма -8° идёт прямо по большей части западной государственной границы РФ.

    Изотермы среднегодовой температуры Европы.

    И очень красящей ландшафт гористости нет на Русской равнине. А есть скромные холмы. И это на менталитет народа повлияло. И он тоже исключительный, в общем, положительный, "несмотря на” всю объективно обоснованную хулу на него соседей ближних и дальних.

    Но вот вопрос: как Остроухов смог настолько сильно выразить любовь русских к своей Родине?

    Одну странность я вижу в картине. – Судя по ряби на воде, ветер дует на нас. А судя по вытянутости облаков – перпендикулярно нашему взгляду. В природе направления ветра, ряби и рядов облаков совпадают.

     

    Может ли быть, что это несоответствие создаёт в подсознании неуют, ЧТО-ТО, словами невыразимое. То, о чём непатриотичная нынешняя молодёжь говорит: “Надо валить отсюда”. А у патриотичных, наоборот, неуют шепчет их подсознанию о печальной истории Родины, которую тем более любишь. Как мать – больного ребёнка. В XIX веке (победу над Наполеоном можно считать продолжением самого успешного XVIII века) несчастьями были разгром декабристов, затянувшееся крепостничество, проигранная Крымская война, освобождение крестьян от крепостничества без земли, ужасы первичного капитализма, разгром народничества, политическая реакция при Александре III, спад революционного движения при нём и оценивание России Западом как страны отсталой, что и объективно так было в хозяйственной сфере.

    Вот и перед нами дикая природа и ноль цивилизации. – Во Франции такое немыслимо.

    Приятие пейзажа в обоих случаях обеспечивается точкой зрения “с высоты человеческого роста”. В последнем случае обеспечивается дополнительно “приглашающей” ступить на неё дорогой. Зато в “Сиверко” – приглашение “полететь”. Как чайки. Что обеспечивает духоподъёмность.

    Приятие и духоподъёмность как раз и обеспечивают "Сиверко" исключительность русской суровости перед лицом невзгод.

    Когда-то, тут, я заикнулся было про эту картину, что национальная исключительность это ницшеанство. Тут я тоже вообще живописный национализм попробовал было приноровить к ницшеанству – не вышло. Из-за коллективизма, из-за воспевания исключительности российского менталитета. Это, по сути, идеал Гармонии низкого и высокого, нищеты и шири, земной любви, тогда как ницшеанство – любит иномирие. А тут – Гармония как русская исключительность!

    Я ожидал, что представителю нынешней 5-й колоны, русофобской, должен не нравиться “Сиверко”. Спросил. Нет, нравится:

    "В моем юношестве на байдарках шли вместе с семьей Игоря Гусельникова-Наташи Бурмейстер по Онежскому озеру, и налетел ветер – он поднимал холодные брызги с верхушек внезапно выросших волн. Остроухов написал картину-прогноз о стране”.

    Для него, контрреволюционера 1980-х и антипутинца сейчас, плевать, что 100 лет назад со времени его байдарочного похода, в 1880х, перед Остроуховым был спад революционного движения, на что художник плевал с точки зрения вечности и сверхценности сурового менталитета русского народа. Он принимал само превращение страны Александром III в полицейское государство, как холодный северный ветер, который только закаляет русский характер, а не требует революционно менять климат, чтоб Россия противоестественно стала тёплой страной, как идущий к эре Потребления Запад.

    12 июня 2020 г.

11.06.2020
13:29

Останавливает внимание

    По-моему, такая картина останавливает внимание. Чехонин. Иллюстрация к „Фауст и Город“ А. В. Луначарского. 1918. Чем? Какой-то симфонией, торжествующей . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100