TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


10.06.2020
10:19

Битэ-дриттэ, фрау-мадам

    За какими-то непостижимыми ассоциациями я влекусь… Заглавие – от фамилии Бритов. Художник такой. Почти непримечательный. Я его картины рассматривал в интернете . . .

09.06.2020
09:01

Пленительно

    Я читаю книгу, которая есть как бы насмешка надо мной. Это “Крук” (2016) Бердичевской. Я аж вспоминаю… стыдно сказать… как я наткнулся на опус моей дочки-школьницы (она его писала тайком, а я, гад, взял и стал читать, наткнувшись), где всё было в превосходной степени.

    Ну вот строчка, на какой я остановился, чтоб начать писать свой отчёт:

    "На столе стояли также стеклянная салатница с ярким и свежим салатом, стопка больших плоских тарелок и мельхиоровые вилки и ножи. “Ага…” – подумал Паша и принялся усердно мешать пюре. В животе у него заурчало”.

    Когда, до этого места, я читал, как кушают в московской забегаловке под названием “Крук”, у меня почти слюнки набегали от русского жаркого и клюквенного морса.

    Всё – в превосходной степени…

    Тут были даже частные письма-рассуждения об n-мерном пространстве, не совсем чтоб головоломные. Создалось впечатление, что вас приобщили-таки к таким высокоумным соображениям.

    Что меня особенно пленяло – это образы иномирия (ницшеанского, какого ж ещё?). А ну найду.

    "…происходившее было необъяснимо и… пожалуй… грандиозно!

    Они уже шли над темной Москвой-рекой по мосту, с которого, если посмотреть направо, виден Кремль. И они посмотрели направо.

    Мрачное и волнующее предстало им зрелище на осеннем рассвете. В мусоре культурных наслоений, в медленно просыпающемся повседневном муравейнике поздней осени – крепость. Средневековая, построенная с размахом, рассчитанная на вечность. Темно-красная крепость с зубчатой стеной и бойницами, с башнями – гранеными или круглыми, приземистыми или многоярусными – под островерхими зелеными шатрами, увенчанными то рождественскими звездами, то золотыми двуглавыми орлами… Ни одной одинаковой башни, но все – совершенно одной породы и качества, как елки в одном бору. И уж точно не было больше нигде в мире такого бора. Нигде больше не росли такие вот могучие каменные ели с темно-красными стволами и сочно-темно-вечно-зелеными конусами крон… А внутри крепости, за высокими итальяно-китайскими зубчатыми стенами – легкие, как облака, бело-розовые на рассвете – соборы, с колокольнями, с матово-золотыми шеломами куполов и сияющими, подробно вырезанными затейливыми крестами, попирающими полумесяц. Соборы в бору… И все это в утреннем, как бы снизу бьющем, теплом свете, да на фоне сизого, ненастного неба…

    – Утро красит ровным светом… Сердце родины моей… – услышал Чанов голос Паши. – О, какое сердце… О!.. Круто!..

    “Нежным светом красит, – подумал Чанов. – Поэт… А слов-то не знает… Вон как его распирает…”. И догадался вдруг: оттого ведь и поэт, что слов не знает. Именно ему предстоит слова найти, потому что именно он – хочет сказать…”.

    Вон, даже кодовое слово "вечность” есть…

    Впрочем, тут всё со смаком описывается.

    "За окошком стало сине. Из-за этого необыкновенно синего цвета Паша припомнил, что у Магды еще запланирован золотой абрикосовый компот, который будет радостно оттенять густеющую синеву за окном”.

    А жуткие 90-е годы тут были описаны как время делового успеха Чанова (продавал глав СССР в виде матрёшек), ставшего рантье. Убитый Сёма – как-то незаметно исчез.

    Я уж не первый раз подозреваю, что это – дамский роман. И мне немного стыдно вспомнить, как я опешил от описания переживаний этого Паши Асланяна, ударившего банкой варенья в лицо своего сожителя по общежитию, чеченца… Словно я сам ударил, почувствовал я. – Так прочувствовано описано.

    И всё улёты, улёты тут у всех куда-то в изменённое психическое состояние. И есть даже мистика. Соне в “Круке” является видение этого Чанова у Кремля, и она чувствует, что влюбилась в него. Как? Когда? – Наверно, во время чановского улёта куда-то по поводу своего дня рождения, - улёта, длившегося несколько суток в этом круглосуточно работающем “Круке”. Где и Соня обреталась. Просто читателю не продемонстрировано, как и когда. В результате – ощущение мистики. То же – с Чановым. Он назавтра после ухода, наконец, из Крука пошёл опять к Кремлю – почувствовать то же непередаваемое состояние души. – Не получается. А там, на мосту, стояла какая-то женщина, на которую он даже не посмотрел. Только на ботинки (мужские?!) глянул. И – бац: узнал эти ботинки на Соне, пришедшей снова в “Крук”, где и он опять сидит. И – он чувствует, что влюблён. Аж испугался и сердце заболело.

    Надо же… Какие страсти-мордасти… Всё – в превосходной степени…

    Как не стыдиться самого себя, что мне так интересно читать… дамский роман.

    Все персонажи находятся в состоянии большей или меньшей, но невменяемости. Как в тексте оперы: в каждом предложении – восклицательные знаки.

    Дурацкая мысль: как себя чувствует женщина, видящая, знающая, какую бурю она может поднять в душе мужчины? – Дада из-за Сони вену только что себе резал в туалете этого “Крука”…

    "Кусенька опять был причастен к смерти…”.

    Кусенька – это Чанов, Кузьма. Он прозорливо подумал, что Соня Дада отказала из-за него… А вы удивились этому "опять”? – Я – тоже. – Так захотела авторесса. Ещё один способ показать, какие чувствительные персонажи у неё. – И рассказала, как, ещё в школе, Куся оказался виновником смерти котёнка, доверившегося ему, Кусе, и увязавшегося за ним. – Его задавил грузовик. Куся прижался к стене, а котёнок – нет.

    "Куся не увидел гибели котенка как раз потому, что увидел ее, эту гибель, за секунду до случившегося. И ему казалось потом, что именно в ту секунду он еще мог что-то сделать. А он стоял, как вкопанный, с закрытыми глазами, он просто знал, и все”.

    Но главное – какая реакция.

    "Потом он побежал, не оглядываясь. И жил. Никому ничего не сказав. Только в школу между гаражами никогда больше не ходил”.

    А со мной был похожий случай, и я оказался холоден, как лёд. – Это надо рассказать, ибо я есть инструмент познания произведения.

    Я в командировке шёл утром на работу вместе с сослуживицей, молодой девушкой, меня не интересовавшей, но я считал долгом что-то интересное ей рассказывать. И она заслушалась. И надо было переходить дорогу с очень интенсивным движением. Я, рассказывая, глянул влево, одновременно шагнув на мостовую одной ногой (я собою заслонял ей обстановку на дороге слева; и она, доверяя мне, тоже пошла). А там мчался мотоциклист. И я передумал дорогу переходить – убрал ногу обратно. А она – нет. И он её сбил. А я смотрел и не шевелился, пока она медленно-медленно в воздух сперва взлетала, потом долго-долго падала по дуге на асфальт. Время пошло обычным темпом только после того, как она упала. – Мотоциклист улетел, как прилетел. А я принялся изображать взволнованного и заботливого.

    Вы, читатель, теперь понимаете, насколько я неподходящий для Бердичевской читатель.

    А та поднимает вопрос о несправедливости Бога. Это уже второй раз. А от первого я, воинствующий атеист, расплакался, надо отдать ей должное. Ибо уважаю описание общения с Абсолютом.

    С судьбой по воле авторессы имеют тут дело персонажи.

    Пленительно – следить за эволюциями магии любви.

     

    Появились непонятности-недоговорённости. Нагло со стороны автора введённые. И вообще – какое-то предчувствие. Так и есть – умерла эта упоминавшаяся Магда.

    И повествование потеряло смак. Как только случилось совокупление главных героев, всё остальное стало экшн. Хоть и тут есть потуги на изображение изменённого психического состояния. Например, у Чанова вместе с Блюхером, подвизавшихся носить отравленных в “Норд-Осте” (где была террористическая акция). Чанов-де о Соне аж забыл на несколько дней.

    Новая, значит, встреча со смертью. Но теперь уже никакого впечатления.

    А всю эту книгу в интернете прочесть нельзя. И… Я решил её немедленно бросить. А судить, как фильм Данелия “Я шагаю по Москве” – как попытку выразить ницшеанский идеал. А для доказательности прочтите тут.

    И вам станет понятно, почему в романе все – улётные, экзальтированные. Даже чеченец, помните? я упоминал выше – получил инфаркт: его мама была среди заложников в “Норд-Осте”.

    13 апреля 2019 г.

    Год спустя уже можно стало книгу в интернете дочитать. Я и стал дочитывать. И сомневаться, что ницшеанство тут правит бал – такие упоительные изменённые психические состояния описываются. Тоска Кузьмы по Соне в главе “Природа разлуки”… Потрясает.

    А образ фотографии куста при проявлении которой просматривалось женское лицо. – Бр. Мистика всерьёз. Улёты длятся и длятся. Не люди, а какие-то неврастеники. Особенно этот Кузьма, главный герой. В церкви, вон, что с ним творится:

    "…огромное понимание возникло на миг. Вспыхнуло и погасло”.

    Я по себе знаю, что такое бывает. По крайней мере, два раза помнятся. Оба – предвестия, что самую соль своей жизни я отдам критике.

    С ума сойти. Этот Кузьма так задумывается, что забывает дышать. – Этому что: поверить?

    Во – ницшеанская мысль:

    ""…Сегодня уедем”. Сквозь стеклянную стену в рваном тумане проглядывали горы. “Так было до меня и будет после”, – вечная мысль пролетела”.

    О. Ляп: "– Мне нравится буква “Ф”, в ней есть Фосфор, и Физика, и Философия, и Фауст… Эта буква к нам из латыни пришла, в древнерусском ее не было”.

    А как же с буквой ферт?

    А вот и настоящая жуть. Мысль. Что нужное для адронного коллайдера, что в Швейцарии (где сейчас наши персонажи), объединение компьютеров для сомышления предназначено, чтоб пользоваться явлениями вслепую (ибо чувственно – невозможно). И это страшно. – Впрочем Кедров "принципом ненаглядности” 40 лет назад не пугался (Кедров. Ленин и научные революции. М., 1980. С. 98). Социальный оптимизм ещё доживал в СССР свои последние годы? Не чета нам теперь, при периферийном капитализме? – Ну что ж. Не всё одной скуке Этого мира сокрушаться ницшеанству, пусть и страху тоже. Да?

    Стало как-то веселее. А то тоскливо было, когда я усомнился, что ницшеанство тут заводила. Читал как-то по инерции. Хоть и экзотика тут всякая психологическая.

    Впрочем, если среди всех тут читаемых во второй половине книги прелестей швейцарских не состоится счастье взаимной любви Кузьмы и Сони, то признать ницшеанство Бердичевской не получится.

    Изменённые психические состояния предъявляются одно за другим. Потеряли остроту. Даже, вон, чуть не утонул Кузьма Чанов в Женевском озере, и – ничего.

    Или вот:

    "Никогда ничего подобного с ним не было, но он совершенно не думал об этом. Подумаешь, не было…”.

    Это он встречает Соню в аэропорту, бегая то к месту встречи, то к забытой на сиденье розе, то опять к месту встречи.

    Прелести продолжаются. Но до конца романа есть ещё достаточно много текста, как видно по указателю на экране. Ну-с, ждём-с беды.

    А пока… У Бердичевской просто плохой вкус, раз на каждом шагу у неё изменённое психическое состояние. Вот – встреча нового, 2003 года:

    "Огромная череда людей примерещилась Чанову. Не все лица он смог различить. Гораздо, гораздо больше их было, людей 2002-го уходящего года, чем Кузьма смог бы припомнить, но они – были, и стояли сейчас рядом”.

    Я-то название статье дал по первым впечатлениям…

    Мне сейчас подумалось… А чего дочка-то моя, школьница, ударилась в такое р-р-романтическое сочинительство о всём прекрасном. Романтизм же – от разочарования бывает. Что там у неё могло быть? – Наверно, не влюблялись в неё мальчики, как в других одноклассниц. Я раз слышал её рассуждение по телефону про первый снег и снежки, которыми её попотчевали одноклассники: “Если никто не залепит в тебя, тогда вообще…”.

    Но чтоб романтизм бытовал в России теперь… – Представляется, что это как-то слабовато (после того, как романтизм известен уже больше 200 лет). Разочарование покрепче б должно быть – ницшеанство (хотя и ему уже больше 100 лет).

    А тут, пока если и не изменённые психические состояния, то просто рай на земле, не ощущающий своей пошлости и материальности.

    Собственно, Соня не ответила согласием на предложение Кузьмы, - подумалось вдруг мне как что-то спасительное для перца книги, для ницшеанства….

    О чтении стихов поэтом Вольфом я молчу – я ничего не понял.

    На презентации Вольфом своей книги стихов все повлюблялись в игравшую там на виолончели Соню. Ну? Пан или пропал… Или сейчас Соня от Кузьмы ускользнёт, или просто кончится время рая пребывания этой компашки друг с другом.

    Ого. Аж курсив применён – для церковного пения на Рождество. Только почему эта радость-радость так кончается:

    "…никто не придет назад…”?

    Этому противостоит простое православие:

    "И вдруг понял: “спасибо” – это “спаси Бог”…”.

    Причастились все. И прощены грехи…

    Назавтра все друг друга попровожали разлетаться по домам.

    "Все в нем [Кузьме] ныло, каждая клеточка. “Вот они сошлись – любовь с разлукой, вот как это происходит…” – думал Кузьма и делал усилие над собой, чтоб не хвататься за сердце”.

    И… всё спущено на тормозах оптимизма:

    "– Хорошо!

    – Что? – спросил Чанов.

    – Что мы живые. Что сошлось так, все сошлось. Повезло, ей-богу… Спасибо! – он двинул Чанова по плечу и захохотал, пугая окружающих пассажиров. – Регистрацию объявили, тебе пора!”.

    Я всё-таки ошибся. Нельзя судить по половине книги. Бердичевская не ницшеанка. Если и выбрать для неё что из типов идеалов, так барокко: соединение несоединимого.

    5 июня 2020 г.

08.06.2020
12:19

Принципиальность

    Принципиальным быть трудно и легко. Трудно – потому что надо беспрерывно отстаивать свои принципы, а жизнь их с неиссякаемым упрямством пытается опровергнуть. А . . .

07.06.2020
18:36

Подвиг бесполезный

    Конечный смысл любого текста за пределами того, чтобы быть написанным, — также быть и прочитанным. Деление на ночь. Роман Аросева и Кремчукова “Деление на . . .

02.06.2020
10:03

Можно ли разбить кирпич ладонью

    Десантнику разбить кирпич ладонью можно. В десантники берут особенных здоровяков. Плюс их специально тренируют. А вот может ли разбить кирпич хлюпик от роду? – . . .

01.06.2020
09:24

Кота за хвост

    Нравственность должна лежать в характере. И. Кант Начинаю читать выдвинутую в большой список претендентов на соискание премии “Большая книга” 2020 книгу . . .

31.05.2020
15:12

Случайность ли?

    Я не помню, когда я лично по ТВ слышал от Путина общее соображение, что людей жалко. А одно и по конкретному поводу помню, по пожару в Кемерово: мол, заботимся о том, . . .

28.05.2020
09:40

Существует ли идейная безыдейность?

    – Прекрасно! – промолвил Рудин, – стало быть, по-вашему, убеждений нет? – Нет – и не существует. – Это ваше убеждение? – Да. – Как же вы говорите, что их нет? . . .

21.05.2020
20:07

Я растерялся

    Речь пойдет не о, а вокруг фильма Урушадзе “Мандарины” (2013), получившего премии: “Оскар” (2015 – лучший фильм на иностранном языке), “Золотой глобус” (2015 – лучший . . .

19.05.2020
09:50

И никакого шаблона

    Я часто пишу статью в порядке спора с каким-нибудь искусствоведом. Но вот случилось, что то, с чем я примерился спорить, вдруг навело на ассоциацию, заставляющую не . . .

14.05.2020
10:19

Тончайшее

    Пока не могу понять, почему такой давний фильм так свежо смотрится. Из интернета. Наутро после просмотра фильма Зобина “Среди тысячи дорог” (1983) мне вдруг . . .

13.05.2020
12:12

Замотало Мателли

    Я чувствую вину перед своим читателем. (Свой – это тот, кто приметил мою фамилию и читает: что, дескать, он опять написал? Перед тем, кто, наоборот, как раз избегает . . .

11.05.2020
09:56

Кривда Шаламова или Есть левые и левые, а ещё "новые левые"

    Чем хорош для меня Дмитрий Быков? – Тем, что возбуждает энергию неприятия своих высказываний. Каюсь, априорную. Я так много раз его опровергал, что есть соблазн . . .

09.05.2020
18:08

Плохо дело... (Анти)

    Плохи дела со мной: гадостное чувство внушают искусствоведы. Многие из них. Вот уж 60 лет. С тех пор, как я начал самообразовываться в этой области. Вот последний – . . .

05.05.2020
09:04

Гриффитс

    Разрешите мне, читатель, просто придать иллюстрации к давнему тексту, их не содержавшему. Hеизвестный художник первой половины XIX века. Мужик лапти плетет, старуха . . .

03.05.2020
11:00

Несграбность эсэсэсэровская

    Поплакать в жилетку хочется… Я себя загнал в трудное положение. И это не только хорошо – я люблю преодолевать умственные трудности. Но и плохо – а что, если я . . .

30.04.2020
09:25

Воодушевлённый

    Воодушевлённый ходом мысли о различии декадентства и символизма (см. тут) как сатанизма и некого извода безрелигиозного христианства (да простится мне такое . . .

29.04.2020
09:43

Теоретические нестрадания

    Жаль не записал… Где-то я читал, как полезно, чтоб теория не была проработанной. Тогда её создатель сохраняет свежесть восприятия. Он не несёт перед теорией . . .

27.04.2020
17:25

Ох, уж эта интертекстуальность...

    Все новые поколения требуют “прекрасного прошлого”, раз будущего больше нет, обычного будущего, которое должно наступить, и даже не прекрасного. Подогора. На . . .

26.04.2020
10:02

Неминуемый провал

    Текст, что ниже, огромной трудности для постижения. Но мне так нравится преодолевать трудности, что я уверен, что найдётся ещё кто-то, кому этот пример преодоления . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100