TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


20.06.2020
15:24

Господи, я ни с чем не могу согласиться!

    Что ни пишут о Павле Кузнецове – меня не устраивает. Вот слова Эфроса: "Изучение кузнецовских образов на самом деле обнаруживает в них надтреснутость, или . . .

17.06.2020
15:15

Беззаконная комета

    Тяжело быть не таким, как все, даже если давно инакость эту в себе чувствуешь. Одна надежда – что все когда-нибудь станут такими. А пока – тяжело. Одна из таких . . .

16.06.2020
17:25

Что меня злит

    Что меня злит у большинства пишущих об искусстве? – Лялякание. Общие слова, не привязанные к “тексту” произведения. Вот, например, что пишет один о знаменитом . . .

14.06.2020
20:44

Пашинин пашет

    Именно пашет, а не летает, как поэт. Я пишу о басне Пашинина “О биологическом детерминизме" (2020). Я б не писал, да меня попросили. Почему я б не писал? Потому что моё . . .

13.06.2020
09:48

Земля плоская, непосредственно глядя. Но это не доказательство.

    Это – продолжение сочинённого тут. Я там, сославшись на принципы, дал их мало. Больше козырял непосредственностью переживания. Вот и результат получился неполным: . . .

12.06.2020
17:12

Дню России посвящается

    . Русская исключительность. Но я люблю - за что, не знаю сам – Ее степей холодное молчанье… Лермонтов. Я пишу только то, что могу назвать новизной, даже не будучи . . .

11.06.2020
13:29

Останавливает внимание

    По-моему, такая картина останавливает внимание. Чехонин. Иллюстрация к „Фауст и Город“ А. В. Луначарского. 1918. Чем? Какой-то симфонией, торжествующей . . .

10.06.2020
10:19

Битэ-дриттэ, фрау-мадам

    За какими-то непостижимыми ассоциациями я влекусь… Заглавие – от фамилии Бритов. Художник такой. Почти непримечательный. Я его картины рассматривал в интернете . . .

09.06.2020
09:01

Пленительно

    Я читаю книгу, которая есть как бы насмешка надо мной. Это “Крук” (2016) Бердичевской. Я аж вспоминаю… стыдно сказать… как я наткнулся на опус моей дочки-школьницы . . .

08.06.2020
12:19

Принципиальность

    Принципиальным быть трудно и легко. Трудно – потому что надо беспрерывно отстаивать свои принципы, а жизнь их с неиссякаемым упрямством пытается опровергнуть. А . . .

07.06.2020
18:36

Подвиг бесполезный

    Конечный смысл любого текста за пределами того, чтобы быть написанным, — также быть и прочитанным. Деление на ночь. Роман Аросева и Кремчукова “Деление на . . .

02.06.2020
10:03

Можно ли разбить кирпич ладонью

    Десантнику разбить кирпич ладонью можно. В десантники берут особенных здоровяков. Плюс их специально тренируют. А вот может ли разбить кирпич хлюпик от роду? – . . .

01.06.2020
09:24

Кота за хвост

    Нравственность должна лежать в характере. И. Кант Начинаю читать выдвинутую в большой список претендентов на соискание премии “Большая книга” 2020 книгу . . .

31.05.2020
15:12

Случайность ли?

    Я не помню, когда я лично по ТВ слышал от Путина общее соображение, что людей жалко. А одно и по конкретному поводу помню, по пожару в Кемерово: мол, заботимся о том, . . .

28.05.2020
09:40

Существует ли идейная безыдейность?

    – Прекрасно! – промолвил Рудин, – стало быть, по-вашему, убеждений нет? – Нет – и не существует. – Это ваше убеждение? – Да. – Как же вы говорите, что их нет? . . .

21.05.2020
20:07

Я растерялся

    Речь пойдет не о, а вокруг фильма Урушадзе “Мандарины” (2013), получившего премии: “Оскар” (2015 – лучший фильм на иностранном языке), “Золотой глобус” (2015 – лучший . . .

19.05.2020
09:50

И никакого шаблона

    Я часто пишу статью в порядке спора с каким-нибудь искусствоведом. Но вот случилось, что то, с чем я примерился спорить, вдруг навело на ассоциацию, заставляющую не . . .

14.05.2020
10:19

Тончайшее

    Пока не могу понять, почему такой давний фильм так свежо смотрится. Из интернета. Наутро после просмотра фильма Зобина “Среди тысячи дорог” (1983) мне вдруг . . .

13.05.2020
12:12

Замотало Мателли

    Я чувствую вину перед своим читателем. (Свой – это тот, кто приметил мою фамилию и читает: что, дескать, он опять написал? Перед тем, кто, наоборот, как раз избегает читать, ибо надоело, чувства вины у меня нет: вольному – воля.) И вот хочется оправдаться, наподобие персонажа из “Бриллиантовой руки”: “Не виноватая я! Он сам пришёл!”

    Ну хотела девушка шикарно пожить, вот и разменивала свою привлекательность… А у меня ж тоже есть завлекательность: ищу и нахожу такую тонкость в произведениях искусства, как следы подсознательного идеала автора. А если не нахожу, то доказывание что следы не следы, а подделка – тоже ж чего-то стОит: могу ж научить читателя самому разбираться. У той, из кино… есть женское удовольствие: повести мужчину за нос. Мне даже простительнее. Та – личное удовольствие получает, а я – может, кого научу.

    Другое дело, что мне неловко, когда оказывается, что то, на чём я учу, очень далеко от интересов большинства. Большинство ведь даже и в наше трудное для жизни время не отчаивается настолько, чтоб всё послать подальше, так подальше, что я это иномирием называю. А я, обнаружив, что опять наткнулся на такого посылателя, посылаю всё же своё обнаружение в журнал для большинства, уговаривая себя: а вдруг это для кого-то будет новым.

    Беда в том, что из-за новизны как раз может и не заинтересовать.

    Но вдруг всё же…

    Досада ещё и в том, что это вот иномирие не принятая категория в науке об искусстве (а я ж претендую на научность, не будучи принят в научном мире).

    В 1997 году Шалыгина струсила в диссертации назвать Чехова ницшеанцем, а то, чем он вдохновлялся, иномирием. Я же не трушу (мне терять нечего). Но, не потеряв, я и признание нахожу с трудом, будучи самозванцем.

    Вот произведение…

    Тони Мателли. Монтаж. 2012.

    А вот слова художника о нём:

    "Что происходит с букетом лилий? Цветы падают, или это просто перевернутое изображение букета? Возможно, я хотел изобразить иную реальность с иными физическими законами” (https://artguide.com/posts/554-toni-matielli-ia-uvierien-chto-khudozhnik-vovsie-nie-obiazan-kazhdoi-svoiei-rabotoi-vyrazhat-kakuiu-to-politichieskuiu-pozitsiiu).

    Так мне от того, что слова "иную реальность” почти один в один повторяют слово “иномирие”, так же плохо, как то, что Шалыгина слово “иномирие” НЕ применила, а применила длиннее, говоря о: "надсознательной области, которую сама душа тут же признает иною”.

    Пусть бы для массы иномирие является заумью, на которую плюнуть и забыть, но зато учёные б применяли, - я б уверенно чувствовал себя просветителем массы. А без учёных за спиной как себя чувствовать уверенно? Тем более, если я ещё у ницшеанцев и подсознательность этого иномирия акцентирую, а та же Шалыгина лишь вокруг и около витает: "надсознательной” - над, а не под… "бессознательные мотивы творчества” - бес, а не под…

    Тот же Чехов (первый, наверно, ницшеанец-художник в Европе новейшего времени) никогда-никогда слово “иномирие” не применил. (Я это не с бухты-барахты пишу, а проверив по “Словарю языка Чехова". Я там поискал, - не по всем произведениям, - есть ли рядом со словом “мир” что-то, похожее на "иную реальность” Мателли. – Нету!)

    Больше 100 лет прошло существования ницшеанства в искусстве, и естественно, что у многих художников иномирие из подсознания перешло в сознание, и они художниками быть перестали (если только наличие следов подсознантельного идеала признать художественностью).

    Кошмар. Я ж всё настаивал, что слушать авторов, что они говорят о своих произведениях, нельзя: они правду не скажут, ибо содержание вдохновения их сознанию не дано. А вот, пожалуйста. Мне слова Мателли пригодились. Правда, для доказательства того, что он не художник, а иллюстратор знаемой идеи иномирия.

    А ну, что-нибудь ещё у него глянем…

    Мателли. Затраханные. 2005.

    Опять (для меня!) ницшеанский шаблон: доведение до предвзрыва, намекающего, что взрыв будет такой силы, что разнесёт, к чёрту, весь Этот мир и выбросит в иномирие.

    Где выражающемуся “в лоб” Мателли до потаённого Чехова, про которого многие-премногие стесняются признать, что им его читать скучно, тогда как другие многие всё ещё считают Чехова критическим реалистом (царские времена изничтожал-де, из-за чего в СССР был ну очень уважаем). С Чеховым до предвзрыва надо было докопаться в душе своей. И не в том дело, что скульптура в принципе призвана выражать мгновенно. Нет! Любое (и скульптура) произведение неприкладного искусства (а не иллюстрация знаемого) заставляет вас воспринять ЧТО-ТО, словами невыразимое. И хорошо, если вас потом когда-нибудь озарит намёк, что это значит (чаще критика-интерпретатора читать надо, что понять). А у Мателли такая натуралистическая невероятность, что едва ли не на грани с жизнью действует. То есть не условно (непосредственно и непринуждённо), а как жизнь (непосредственно и принуждающе). Как в морге, а не в музее.

    А ведь этого Мателли как большое достижение демонстрировали в 2016 году на выставке “Реализмы”.

    6 мая 2020 г.

11.05.2020
09:56

Кривда Шаламова или Есть левые и левые, а ещё "новые левые"

    Чем хорош для меня Дмитрий Быков? – Тем, что возбуждает энергию неприятия своих высказываний. Каюсь, априорную. Я так много раз его опровергал, что есть соблазн . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100