Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
27.04.2020 |
Ох, уж эта интертекстуальность...
|
26.04.2020 |
|
25.04.2020 |
|
22.04.2020 |
|
21.04.2020 |
|
19.04.2020 |
|
15.04.2020 |
Это новизна наблюдения или нет?
|
14.04.2020 |
|
10.04.2020 |
|
09.04.2020 |
|
07.04.2020 |
|
05.04.2020 |
|
04.04.2020 |
|
03.04.2020 |
Почему Бродский писал по-русски и вне родины
|
02.04.2020 |
Всё глубже и глубже и глубже. (Читаем Лосева.)
|
31.03.2020 |
Поражение, почти равное победе
|
29.03.2020 |
|
28.03.2020 |
На что я уповаю Так жаль, что каждый раз, начиная писать, я стою перед проблемой ввести в курс того почти маниакального состояния, которым я одержим: поиском следов подсознательного идеала автора художественного произведения. Это для многих вообще представляется авантюрой. Как это можно чуять след подсознательного идеала? Это ж не сон, который "имеет в своем распоряжении воспоминания, недоступные бодрствованию” (Фрейд. https://bookscafe.net/read/freyd_zigmund-tolkovanie_snovideniy-148174.html#p8). Забытые, попросту. Наткнёшься потом на то, что забыл, и готово: понятно, откуда некий нюанс приснившегося когда-то. А я скажу, чем выдаёт себя подсознательный идеал – странностью, если одним словом. Странность же это необщепринятость. Пусть могучая кучка, русские композиторы в XIX веке, одержимые национализмом, русской исключительностью, отличием России от Запада, сплошь любители, но прекрасно знающие европейскую музыку, хотели выразить, что "Славянский мир… молодая сила, выходящая на арену мировой истории” (https://arzamas.academy/materials/1375) вместо Запада, "из-за внутренних противоречий, преступлений, совершенных во время революций, и постоянной борьбы сословий”, ставшего “старым”, - пусть эта когорта творит только во время вдохновения (отвлекаясь от своих немузыкальных служб – Мусоргский – в Преображенском полку служил). Так разве этот момент, вдохновение, не позволяет мне ждать, что сочинителю музыкальная странность приходит в голову с каким-то большим участием подсознательного момента? Я имею в виду "стихийные, необлагороженные звучности, придуманные Мусоргским, Бородиным и Римским-Корсаковым” (Там же), - очаровывавшие европейцев, особенно французов, рвавшихся вон от немецкой гегемонии в музыке. Слушайте, какая жуткая прелесть – “Пролог” к “Борису Годунову” Мусоргского (слушать, например, тут или тут). – Какая стихия и страсть. Причем коллективная, а не индивидуальная. Это ж не могло быть именно придумано. Это ж услышано, будучи в каком-то изменённом психическом состоянии. 26 марта 2020 г.
|
26.03.2020 |
|
25.03.2020 |
|
<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"