TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


17.07.2019
14:56

Непонятное понятное

    Я в общем понимаю нелюбовь к стихам. Каждый стремится быть в своей компании. Стихи же – это такая заумь… высокая… что хочется от них быть подальше. Сам я – человек . . .

15.07.2019
14:34

Опа. Ещё раз.

    Первый раз было с рязановским “С лёгким паром!” (см. тут). Теперь – с Гайдаем. Я поверил прилепинским словам: "Если вспоминать о войне, то классический момент из . . .

12.07.2019
10:14

Хорошо, что есть Дмитрий Быков

    Хорошо, что есть Дмитрий Быков. Он активный. То и дело попадается мне на глаза. А что он ни напишет, чаще всего оказывается ошибкой. И – я имею повод, проверяя, . . .

07.07.2019
08:22

Не красит это Некрасову

    Гос-споди! Какая это нуда – быть ребёнком! Оказывается. Полная зависимость и скрытый протест. Я о себе что-то такого не помню. (Я люблю примеривать на себя то, что . . .

06.07.2019
10:53

А ну-ка!

    Люблю загонять себя в тупик. Относительный, конечно, в данном случае. Потому что очень известен автор, и, наверно, что-то написано толковое и об этом стихотворении . . .

05.07.2019
12:40

Грусть-тоска меня съедает

    К 75-й годовщине со дня рождения моей Наташи. Грусть-тоска меня съедает от операции применения известного к очередному произведению. За разбор которого надо . . .

04.07.2019
14:31

Спасибо

    В цифровой области всё очень быстро меняется. Лет 10 назад я ещё получал по электронной почте отклики на свои статьи. Даже завёл на своём сайте раздел “Отклики”, а . . .

03.07.2019
13:02

Как всё сложно!..

    Одно точно: как это хорошо, когда посмотрел кино – и в полной растерянности, что ты увидел. “По главной улице с оркестром”. Ну неужели в 1986 году Пётр Тодоровский . . .

01.07.2019
17:51

Что-то не то.

    Разрешите начать с самоцитаты. От Чехова отличается только тем, что тот идеально прятал своё авторское отношение: "ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ [Ольга и Ирина . . .

01.07.2019
08:48

Повод для сарказма

    У меня есть такой грех: я, отрываясь от искусствоведения, включаю телевизор и смотрю новости, а иногда и что-то похуже. А в центральном российском телевидении полно . . .

30.06.2019
13:48

Искусство вымысла

    Искусство вымысла – термин Вейдле. Он его отличает от искусства слова. В искусстве слова иным образом, чем озарило вдохновение, выразиться нельзя. С вымыслом – . . .

27.06.2019
09:34

ЧТО-ТО

    ЧТО-ТО есть признак художественности в моей системе эстетических координат. Что-то, словами невыразимое. И, слушая пение Юлии Чичериной, я явно чую это ЧТО-ТО. Но. Я . . .

26.06.2019
10:18

В кои веки... или Повод прочитать нечитанное у Макса Дворжака

    В кои веки мне предложили истолковать картину. Так: "Твой метод о чем поведает?”. И прислана репродукция без автора, названия и времени создания. Кампен . . .

25.06.2019
17:57

Грубятина

    Что может быть антиподом негативной вкусовщине? – Грубятина. И я, пожалуй, скорее за неё, чем за вкусовщину. Тем более что моя привычка опираться в толкованиях на . . .

23.06.2019
15:43

К годовщине смерти моей Наташи

    С музой и без неё. Прелесть неточных наук… Я во всю пользуюсь возможностью пускать в обращение недодуманное. Иначе, наверно, и нельзя переводить из подсознания в . . .

22.06.2019
13:39

Необычная статья

    Это будет необычная для меня статья. Всегда я стараюсь найти художественный смысл произведения искусства, если оно – произведение неприкладного искусства. Если . . .

21.06.2019
08:53

Догадка

    Пишу в расчёте, что вы, читатель, или помните “Сказку о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове” (написана Гайдаром в 1931 году в психбольнице, . . .

20.06.2019
08:51

Авантюррра

    Авантюра будет основана на том, что идеал, мол, художника, вдохновляющий его на творчество, есть штука инерционная, быстро не меняющаяся (Пушкин – исключение). И . . .

17.06.2019
12:54

По противоположности...

    Когда-то я так забавлялся с женщиной, которая сделала меня мужчиной: я смотрел ей в глаза, в один глаз, находил там отражение себя, в том отражении разыскивал мои глаза и пытался в них увидеть какое-нибудь отражение. Любви у меня к ней не было, и я так притворялся. А она – уж не знаю, фальшиво или искренне – восторгалась, как я на неё смотрю.

    Этот нюанс мне вспомнился от чтения одного стихотворения Ходасевича.

    Анюте

       
     

    На спичечной коробке -

    Смотри-ка - славный вид:

    Кораблик трехмачтовый

    Не двигаясь бежит.

    Не разглядишь, а верно -

    Команда есть на нем,

    И в тесном трюме, в бочках, -

    Изюм, корица, ром.

    И есть на нем, конечно,

    Отважный капитан,

    Который видел много

    Непостижимых стран.

    И верно - есть матросик,

    Что мастер песни петь

    И любит ночью звездной

    На небеса глядеть...

    И я, в руке Господней,

    Здесь, на Его земле, -

    Точь-в-точь как тот матросик

    На этом корабле.

    Вот и сейчас, быть может,

    В каюте кормовой

    В окошечко глядит он

    И видит - нас с тобой.

    1918

    А есть одно правило анализа истинно художественного произведения: оно написано не о том, о чём написано словами (если это литература).

    Что данное – художественно, говорит хотя бы то, что его хвалит Вейдле. А он для меня непререкаемый авторитет. Самому же мне стихотворение не показалось таким, как, ссылаясь и на него, написал Вейдле:

    "Ходасевич остался поэтом, когда поэзия его умолкла. Он был до последней минуты тем, кем он был всегда. И та тема, что пришла к нему, что его пронзила, когда ему было тридцать лет, она и без стихов до конца осталась его темой. Больше, чем болезнь и чем невзгоды, больше, чем литературная грязца и канитель, мучила его та несовместимость души и мира, та неугасимость сияния, тонущего и неутопающего во мраке, но бессильного его рассеять, которая животворила его поэзию, а жизнь калечила и мертвила. Тяжело ему было, но он не тяжелел. Это сияние, оно и в нем сияло. Никогда, до самой смерти, не исчезал в нем и тот поэт, что писал когда то “Анюте”” (О поэтах и поэзии. Paris 1973. С. 21).

    Подсознание моё, видно, вспомнило про несовпадение текста и художественного смысла. И я, во-первых, отдал себе отчёт, что текст – романтический. И, во-вторых, решил перечитать, что я не так давно написал о собственном, ещё школьника, рисунке парусного корабля. Рисунок-то уж точно был нарисован романтиком-мною, охваченном первой любовью, неразделённой. В-третьих, я разузнал, кто Ходасевичу была Анюта. Оказалось – вторая жена, от которой он через 4 года ушёл. В 1918 году это уже был 7-ой год их совместной жизни. – Можно думать, что любви уже не было. И это была тоска. Которая усугублялась тоской и из-за революции 1917 года, и из-за плохого состояния здоровья (его даже в армию не призвали, а в 1916-м ему аж в гипсовом корсете пришлось жить).

    И вполне естественно, что я вспомнил про свои притворные гляделки с нелюбимой.

    Вейдле знал Ходасевича с юности. Когда он хвалил стихотворение, он знал и о позорном бегстве Ходасевича от второй жены, и о том, что в "тридцать лет” (в 1916) тот стал сочинять иначе, совершенно трагически. Трагически – ещё и из-за презрения, вот, к собственной душе, как оказалось, не годной для побега в жизнь этой души, обязательно для романтика прекрасной. Для Вейдле – по другим стихотворения Ходасевича – было ясно, что теперь уже (после 1916-го) не символистский возвышенный идеал вдохновлял поэта, а… Какой же? Если не сверхвысокий, как у символистов, и не средний, как у романтиков… Если это – "несовместимость… мира”. – Мира, включающего в себя и его, человека, не поэта, нехорошую душу…

    Я договариваю до конца: таким идеалом может быть только иномирие. Ницшеанское. Принципиально недостижимое.

    Его образ даже дан: "Не двигаясь бежит”. Рисунком (искусством), собственно, достигнуто принципиально в бытии недостижимое. В самом этом бытии движение – непостижимо. Нечто и есть в этом месте и нет его там… – С ума сойти!.. – А акт творчества и недостижимого достигает!..

    Может, не зря Вейдле дальше первого четверостишия стихотворение Вейдле не цитирует.

    Если я правильно угадал, то подтверждается правило, что хотел “сказать” поэт есть не то, что напечатано буквами на бумаге.

    17 июня 2019 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
342130  2019-06-18 08:32:33
Воложин
-

15.06.2019
20:30

Глубина

    Мне хочется поговорить о том, что, казалось бы, не в моём амплуа. О детском приключенческом фильма “Частное слово” (2012). С незаметной, но существенной заменой в . . .

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100