TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


01.07.2019
08:48

Повод для сарказма

    У меня есть такой грех: я, отрываясь от искусствоведения, включаю телевизор и смотрю новости, а иногда и что-то похуже. А в центральном российском телевидении полно . . .

30.06.2019
13:48

Искусство вымысла

    Искусство вымысла – термин Вейдле. Он его отличает от искусства слова. В искусстве слова иным образом, чем озарило вдохновение, выразиться нельзя. С вымыслом – . . .

27.06.2019
09:34

ЧТО-ТО

    ЧТО-ТО есть признак художественности в моей системе эстетических координат. Что-то, словами невыразимое. И, слушая пение Юлии Чичериной, я явно чую это ЧТО-ТО. Но. Я . . .

26.06.2019
10:18

В кои веки... или Повод прочитать нечитанное у Макса Дворжака

    В кои веки мне предложили истолковать картину. Так: "Твой метод о чем поведает?”. И прислана репродукция без автора, названия и времени создания. Кампен . . .

25.06.2019
17:57

Грубятина

    Что может быть антиподом негативной вкусовщине? – Грубятина. И я, пожалуй, скорее за неё, чем за вкусовщину. Тем более что моя привычка опираться в толкованиях на . . .

23.06.2019
15:43

К годовщине смерти моей Наташи

    С музой и без неё. Прелесть неточных наук… Я во всю пользуюсь возможностью пускать в обращение недодуманное. Иначе, наверно, и нельзя переводить из подсознания в . . .

22.06.2019
13:39

Необычная статья

    Это будет необычная для меня статья. Всегда я стараюсь найти художественный смысл произведения искусства, если оно – произведение неприкладного искусства. Если . . .

21.06.2019
08:53

Догадка

    Пишу в расчёте, что вы, читатель, или помните “Сказку о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове” (написана Гайдаром в 1931 году в психбольнице, . . .

20.06.2019
08:51

Авантюррра

    Авантюра будет основана на том, что идеал, мол, художника, вдохновляющий его на творчество, есть штука инерционная, быстро не меняющаяся (Пушкин – исключение). И . . .

17.06.2019
12:54

По противоположности...

    Когда-то я так забавлялся с женщиной, которая сделала меня мужчиной: я смотрел ей в глаза, в один глаз, находил там отражение себя, в том отражении разыскивал мои . . .

15.06.2019
20:30

Глубина

    Мне хочется поговорить о том, что, казалось бы, не в моём амплуа. О детском приключенческом фильма “Частное слово” (2012). С незаметной, но существенной заменой в . . .

14.06.2019
12:07

Ругательное слово

    Ругательное слово хочется произнести… Давным-давно, в СССР, я, провинциал, как-то сумел привлечь к себе внимание “Литературной газеты” настолько, что мне . . .

13.06.2019
15:00

Злость

    - Ну как можно злиться на человека, взявшегося показать фокус? Зрители ахнули. Разве это недостойное дело? - Недостойное. Если фокус не заявлен заранее как таковой . . .

11.06.2019
09:24

Колоссальная недодуманность

    Свобода мысли – единственная и самая ценная свобода, доступная человеку. Горький. “О вреде философии” По крайней мере, в русской культуре есть колоссальная . . .

10.06.2019
16:06

Жизнелюбие

    Я (люблю с себя начинать), наверно, жизнелюбивый человек. Другое дело, что я особенно люблю мысль. Штука довольно сухая. Но я люблю. И поэтому вся остальная жизнь мне . . .

07.06.2019
10:58

Запределье

    У меня есть авторитет – Владимир Вейдле. Я даже на его высказываниях о стихах стал коллекционировать его тончайшие наблюдения над поэзией (см. тут). Вдруг да . . .

06.06.2019
10:25

Господи-Боже! Что сомной?

    Почему я плачу? Я подчеркну строчку, на которой на меня вдруг нашло: Благодарю за всё. За тишину. За свет звезды, что спорит с темнотою. Благодарю за сына, за . . .

05.06.2019
16:35

Подход с другой стороны.

    Попробую проверить, что сказал Вейдле о “Пире во время чумы” Пушкина. ""Пир во время чумы”—почти перевод, даже больше перевод, чем “Анджело”, а здесь в . . .

30.05.2019
12:26

Смогу ли я?..

    Я порылся в памяти и вспомнил, правда, невнятно, что раз меня одни товарищ подбил читать, а следовательно и писать, о книге Музиля “Человек без свойств”. Он, кажется, как-то особо книгу хвалил. Спровоцировал, в общем. Ещё один редактор впрямую предложил мне быть его человеком, дал тему и пример плохого исполнения этой темы. Но мы не сошлись. Я отталкивался от мыслей плохого исполнителя, а редактор считал, что это нарушение закона полемики, который гласит, что на ничтожество нельзя ссылаться. Редактор от меня вообще отказался. Ещё раз, у другого редактора, я впрямую попросил руководства, какого автора разбирать, ибо далёк от Москвы и не знаю, кто сейчас гремит. – Проигнорировал.

    Всё. Больше у меня не было проб писать с чужой подачи. О Юрии Михайлове сейчас – первый случай, собственно: "Прошу обозревателей РП больше обращать внимание в поисках и обсуждении талантов РП…”. – Это такой отклик на рассказ Михайлова “По всем правилам дуэли” (2019). И я не знаю, смогу ли я…

    Юрий Михайлов мне помнился. Я о нём написал три статьи. Перечитал их. И с удовольствием принялся за “По всем правилам дуэли”.

    И – облом.

    Нравоучением оказалось. Иллюстрацией пословицы: “Не рой другому яму, сам в неё попадёшь”.

    Плохой мальчик, желая испугать хорошего мальчика, Лёшу, отбившего раз нападение на него мальчика среднеплохого, предложил хорошему дуэль на пистолетах со среднемплохим. У одного – духовой, игрушечный, не опасный, у другого – самопал, опасный, заряжаемый гвоздём. Хороший мальчик, как обидчик среднего, должен тянуть жребий, кому какой достанется, причём тянуть должен первый. И плохой мальчик на обеих бумажках написал: духовой пистолет. Он думал – судил по себе, понимай – что хороший струсит. Но тот не струсил, точнее, среагировал только на слова плохого: "…и мы посмотрим, наконец, какой ты смельчак на самом деле. Или трус, законченный...”, - объяснявшего, что, мол, по правилам дуэли первым стреляет обиженный. Реакция хорошего мальчика была – не трусить. А лжесекундант стал заряжать гвоздь, уминая порох (время было послевоенное и порох можно было достать). Порох вспыхнул и выбил плохому мальчику глаз.

    Я нарочно пересказал фабулу, а не сюжет, чтоб снизить действенность нравоучения (там ещё были лёгкие намёки типа: яблоко от яблони недалеко падает, - данные голосом персонажа, Лёши, в голосе автора). Плохой мальчик в том голосе – сын интеллигентов-родителей (гнилая интеллигенция – шаблон инерции сталинского времени). Среднеплохой – сын директора магазина (вора по тому же шаблону; как факт, одет, как "боец скандинавского отряда "Эдельвейс", который, показывали в кино, воевал за фашистов”), и не известно, где они были во время войны, эти родители обоих. Хороший мальчик – сын фронтовика ("отец умер после войны, так и не оклемавшись от ран”). Ну и ещё много хороших людей там, чувствуется. Для этого введён балагур Лёнчик, "инвалид, вернувшийся с войны без ног”. Он добрался до картофельных полей за посёлком и веселит копающийся там народ. Для этого же введён бывший ухажёр за мамой Лёши, Сева, бригадир такелажников на комбинате (рабочие хорошие – шаблон того времени). Сева маму Лёши жалеет, помогает. Только у Таньки, подруги Лёши, неясно, почему хороший отец. Теперь он прокурор. Шаблон того времени, наверно, выводил прокурора их плохих. – В общем, хороших больше, чем плохих. – Понимай, хорошее было время, 1957 год ("…ночью ищите на небе Спутник!”). Не то, что нынешнее – 2019 год. Тогда зло немедленно получало возмездие…

    (Можно закрыть глаза на то, что время действия рассказа – "сентябрь”, а первый спутник запустили 4 октября. Кто это помнит?)

    Мораль нравоучения щита белыми нитками. Да она и не должна прятаться. Таково прикладное искусство.

    Если тут вообще искусство.

    Вейдле различает искусство слова и искусство вымысла. А если переназвать искусство одним словом, слово это будет неожиданность.

    Ни в одной из цитат, что я привёл, и вообще ни в одной строке вы не найдёте искусства слова. Но искусство вымысла – есть: неожиданно открывается, как плохой мальчик устроил псевдожребий. И та неожиданность говорит и сама по себе, что зло – не нормой было. А неожиданность я привык считать происходящей из подсознания. И это, в свою очередь, является для меня маркером искусства.

    Но, увы… Так случилось, что я чувствую себя одним в поле воином. Я различаю эстетическое и художественное. Первое, грубо говоря, я отношу к прикладному искусству, и даже неискусство его может иметь. Тот же Вейдле немецкое “blitz" считает лучше русского “молния”. Тут аналог искусства слова: сказано неповторимым, единственно возможным способом. Искусство слова по Вейдле – вневременное и выражает радость жизни (какова б в сюжете ни была печаль). А есть ещё выражение историческое (а не вневременное) и происходящее из подсознательного идеала – неприкладное искусство.

    Так вот из-за одинокости я впал в экстремизм и неприкладное считаю первосортным, а прикладное второсортным.

    Ну не всё коту масленица… И Леонардо да Винчи занимался неприкладным… Так что можно простить и Юрию Михайлову, что он тут съехал. Но. Жаль.

    Я, конечно, наживаю себе врагов за свой эстетический экстремизм. Но зато я надеюсь, - наверно, наивно, - что я раскачаю общественное мнение, и оно тоже станет неприкладное считать искусством первого сорта. Как в музыке общепринято: серьёзная и лёгкая музыка несравнимы.

    30 мая 2019 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
342071  2019-05-30 12:27:07
Воложин
-

342080  2019-06-03 13:17:51
Мария Курочкина
- Посмею ли я? Посмею ли оспорить мнение литературного обозревателя, чьи работы с интересом читаю и в «Русском переплете» и в «Новой литературе»? Впрочем, оспаривать чье бы то ни было мнение – по меньшей мере бесплодно, каждый имеет право высказать собственное. Поэтому хочу поговорить не о мнении, а о форме его подачи.

Нет слов, сарказм и сознательный схематизм хороши, когда хочется уничтожить противника. Но вроде бы литературная критика – не военная операция, наличие противника не предполагает. Там, где один читатель видит «шаблон инерции сталинского времени», другой увидит обыденную правду жизни. С посадкой и уборкой картошки, без которой не перезимовать семье, безногими инвалидами-фронтовиками и мальчишками, не по возрасту рано расстающимися с детством. Судя по рецензии уважаемого литературного обозревателя, автор рассказа должен был пользоваться шаблонами 2019 года. Тогда прокурор стал бы подлецом, сын интеллигентов-родителей – оппозиционером и диссидентом, а сын директора магазина – фарцовщиком и будущим крутым бизнесменом. Можно такой шаблон перенести в 1958 год? (все-таки, скорее всего действие рассказа происходит в этом году, если отец Лешки вернулся в конце войны, и шестой класс – мальчикам по двенадцать лет). Наверное, можно. Все зависит от того, как написать. Но вот этого-то, главного, я в литературном обозрении не прочитала: достоверны ли характеры героев, как проявляются в их поступках. Рассказ вообще-то не о том, что не надо рыть яму другому – кстати, от повторения не одна истина быть истиной не перестала. Рассказ – о взрослении главного героя (да, тут уж ничего не поделаешь, сына фронтовика, «так и не оклемавшегося от ран», это согласно нынешним стандартам его окрестили бы «лохом», как и тех самых рабочих, которые не только по шаблонам того времени были «хорошими», но и просто в большинстве своем были такими). И – да, первое столкновение с откровенным «злом», научит Лешку, что бывают ситуации, когда смелость – в том, чтобы не бояться осуждения в трусости. Автор именно на этом заканчивает рассказ, не занимаясь суесловием, позволяя читателю все додумать самому. Является ли это «маркером искусства»? Не знаю, я – читатель, хоть и опубликовавший несколько рассказов в уважаемом журнале РП, но никоим образом, не специалист и не литературовед. Знаю другое. Нет искусства первого и второго сорта. Это то же самое, что «осетрина второй свежести». Легкая музыка (оперетта?) и классическая существуют и пересекаются. Их не надо сравнивать. И одну, и другую судят по их собственным законам. Но если искусство – это «неожиданность», его скорее всего следует ожидать именно на пересечении различных стилей, жанров и временных шаблонов. И если что-то в концепцию читателя (критика) не вписывается, может, имеет смысл присмотреться к этому более доброжелательно? А вдруг? С уважением, Мария Купчинова (Курочкина).

28.05.2019
21:06

Россия после 90-х - феникс

    Я хочу начать, как часто это делаю, с себя. Являюсь я человеком не от мира сего. Тем странен. И, может, интересен кому-то. Про себя я думаю, что наловчился чуять . . .

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100