Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
29.04.2019 |
|
|||||
27.04.2019 |
|
|||||
21.04.2019 |
|
|||||
17.04.2019 |
|
|||||
15.04.2019 |
|
|||||
13.04.2019 |
|
|||||
11.04.2019 |
Про пассионарных Есть такой философ Н.Н. Александров. Он утверждает, что Ленин в своём единственном философском труде “Материализм и эмпириокртицизм” капитально не понял Маркса. У Маркса, мол, эти понятия сходятся как бы посредине – в деятельности (которою можно управлять {например, вдруг на политической сцене появляется Макрон и оказывается избранным президентом Франции, или украинцы вдруг берут и отказываются от рынков сбыта своей промышленности и лишаются рабочих мест}). А у Ленина деятельность "не посредине – между идеализмом и материализмом, где и происходит их синтез у Маркса, а вверху, где дислоцирован идеализм” (http://www.trinitas.ru/rus/doc/0001/005a/00011286.htm). Акцент на материализме у Ленина. Бытие определяет сознание, базис – надстройку, приоритет – тяжёлой промышленности перед лёгкой. Из-за чего, понимаю, в СССР в загон попало гуманитарное. (То, что известно мне – это замордована теория происхождения человека по Поршневу, и не применяется теория художественности по Выготскому. Сохранение положения и через 28 лет после исчезновения СССР я объясняю инерцией мышления и новым упадком гуманитарного из-за первичности {зверинности} вернувшегося в страну капитализма.) А ещё, подозреваю, забыто марксово отчуждение в труде. Считается, что труд при коммунизме станет первой потребностью человека. Тогда как на самом деле при коммунизме жизнь людей будет жизнью в искусстве (творцами или сотворцами). Что некоторые чуяли и выводили предзнаменованием. Например: "- Хорошо ты, Анна, поешь. У тебя столько слез в голосе... грусть... Девушка перегрызла нитку, отложила шитье и сказала: - Батюшка с матушкой лучше поют. Бывало, выпьют о празднике, сядут друг против дружки, подшибутся, да и... Ну, беспременно заплачешь. - О чем же? - поглаживая ее голову, спросил Андрей. - Да и сама не знаю... Тяжело сделается... Быдто кто покличет куда...” (Шишков. В тайге). Вещь написана в 1915 году. Страшная на поверхностный взгляд. Но интереснее разобраться с горьковским коротеньким страшным-де рассказом “Мамаша Кемских”. Он впервые опубликован в 1925 году. Но когда написан – не известно. Потому можно предполагать, что ещё при царизме. Когда ещё хорошо помнилось бродяжничание автора по России (во всяком случае – о тех временах): "Вошёл я в город вечером…”. Так начинается рассказ. Вещь эту стоит прочитать перед дальнейшим чтением статьи. (Она ультракороткая.) Дмитрий Быков очень неверно о ней написал: "…страшный и трагический гимн материнству” (https://ru-bykov.livejournal.com/909943.html). Тут, конечно, не гимн, а чуть ли не ницшеанское доведение читателя до предвзрыва, если думать, что это – ультрапротест против вообще Этого скучного-скучного-скучного мира – ради вообще какого-то иномирия. Но нет. Это – филиппика против чувства долга, доведённого до крайности. Как правильно пишет об этом горьковском приёме тот же Быков там же: "Горький… “доворачивает” сюжет”. Сюжет не кончается просто самопожертвованием некой девушки: ""Фамилию, говорит, поддержать надо, невозможно, говорит, чтоб такая фамилия вымерла, Кемские, дескать, Россию спасали много раз"”. Князь Кемской, быстро прожив с актрисой, в которую влюбился, все деньги, хотел застрелиться, а сделал себя калекой. Некая девушка приехала, выходила его, "поставила на ноги и в одиннадцать лет жизни с ним родила ему пятерых детей”. Зарабатывая уроками музыки, рисования и продажей вещей и мебели. Потом князь умер, вещи кончились, что-то и с уроками стало (в тексте нет). И – гордость. Опять в тексте нет, видно, не умела приспосабливаться. Аристократка, надо понимать. И так сделано, что и воспитать детей, понимаешь, не смогла так, чтоб умели жить. И – опустилась. "оборвалась, обносилась, одичала”. Но детей умудрялась обиходить. С ума сошла, но пыталась ухаживать. А те ворами стали. Не выпускали, вообще-то её из дома. Ужас. Кончается вопросом повествователя самому себе: "Кому нужны бессмысленные страдания человека?" И не договорено: во имя каких бы то ни было высоких целей - страдания. – Понимай: человек – свободен. От односторонности. А это ж – идеал коммунизма, и он сидит в каждой человеческой особи от природы. Если рассказ написан в 1925 году, то он – оппозиционен советской власти, совсем за хозяйственными проблемами страны забывшей, что конечной целью взятия ею власти в стране является свобода каждого на свой лад, но обязательно без трудовой повинности, что должно как бы отсвечивать и на сегодняшний день, как это ни трудно – отсвечивать. Налицо же – массовидность и стандартизация. Да ещё и низменное потребительство. Расцвет НЭПа. – Предательство коммунистического идеала. Этак можно его и не достичь в этот раз.
Но, возможно, это написано задолго до революции. И тогда тут обычный для человечества выход из крайности. Где крах – там спасение. Одно только неудобно – в который уж раз пересказывать теорию происхождения человечества. Сделаем так: читайте тут - https://klauzura.ru/2019/03/v-moloko-popal-noch-tatyany-tolstoj/ . Тогда понятно, почему и Шишкова Горький так любил. У того тоже, например, в цитировавшейся “В тайге” – крах. В крайность безобразия впала целая деревня, как аристократка Кемская. Кстати, опять можно поймать на неточности Быкова: "Горький этого нового человека [которого – тут Быков прав – в крайности не видел Чехов] видел, хотя искал его, прямо скажем, в непривычной среде — среди босяков” (Там же). Мы видим, что кого угодно достаточно завести в крайность (аристократку, крестьян), как там и спасение. Человек, рождаясь, спасся, убежав в условность. В искусство. На закате капитализма человечество опять спасётся так же – станет жить искусством. Эта кристально чёткая мысль совершенно отсутствует в сознаниях Горького и Шишкова, но, смею думать, она была в подсознании обоих в качестве идеала и оттуда, из подсознания, управляла “доворачиванием” сюжета да крайности. У Шишкова мерзость деревни Кедровки дошла до того, что люди дошли до самосуда – двух бродяг убили только по одному подозрению, непроверенному. А до того – ограбили их. А до того – посадили под запор, просто потому, что чужие. А до того – напились. – “Доворачивание” на много оборотов. – Волосы дыбом. Шекспировские страсти бледнеют.
Самое смешное, что оба произведения я прочитал из-за комментариев в фейсбуке на такое сообщение: “Плохо! Карен Шахназаров прав. Нет пассионарности в России. А всё потому, что нет великой национальной идеи. Пора, пора ориентироваться на коммунизм. Не то Швейцария станет мессией. Там уже проводили референдум о гарантированном доходе. Пока они ответили НЕТ. Не вырвались из эпохи Потребления. Но, когда станут заметно таять Арктика и Антарктика, они – хоть и на горах живут – испугаются. И на повторном референдуме скажут ДА. И это будет коммунизм. Каждому – по разумным потребностям. А Россия со своей ненацеленностью на работу ведь наиболее логичный претендент на мессианство. Получим гигантскую цель – станем пассионарными”. Нашлась некая мещаночка, которая стала мне возражать ссылкой на “В тайге”. Как и полагается для большинства, она понятия не имеет, что в художественном произведении то, что написано словами, не есть то, что хотел сказать автор. Там словами написан ужас о моральном (из-за материального) положении крестьян в сибирской деревне. – Всё. Мещаночка считает, что и теперь в России такие же люди. А она – их выше. Потому что в Латвии живёт, и там 430 евро минимальная зарплата. И она меня жалеет по поводу моего сожаления об отсутствии пассионарности в России. 3 апреля 2019 г.
|
|||||
03.04.2019 |
По поводу юбилея Юрия Бондарева
|
|||||
01.04.2019 |
|
|||||
30.03.2019 |
|
|||||
25.03.2019 |
|
|||||
25.03.2019 |
|
|||||
24.03.2019 |
|
|||||
13.03.2019 |
|
|||||
12.03.2019 |
|
|||||
08.03.2019 |
|
|||||
28.02.2019 |
|
|||||
27.02.2019 |
|
|||||
26.02.2019 |
|
|||||
25.02.2019 |
Как Мережковский наврал на Леонардо да Винчи
|
<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"