TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


25.11.2022
11:15

Как невольно оболванивают людей

    Я решил сменить пластинку. Хватит хлестать по щекам тенденциозных искусствоведок-либералок. Перейду к любительницам смотрения репродукций для удовольствия. Им . . .

24.11.2022
15:07

На что толкает общее несогласие с выпадами искусствоведа-либерала против соцреализма

    Выпад такой: "Гигантизм, пафос количества — это тоже очень важная черта соцреализма. Она не формулируется напрямую, но проявляется не только на уровне темы, но и . . .

23.11.2022
15:29

Как дурень с писаною тобою…

    Я клюнул на название рассказа – “Чёрный квадрат" Андрея Мансурова, ибо так случилось, что чуть не вчера я впервые наткнулся (и об этом написал – см. тут) на слова . . .

22.11.2022
19:59

Внутренний диалог подсознания Маяковского со своим сознанием

    Действующие лица: Подсознание – косым шрифтом. Сознание – прямым шрифтом. Жирным шрифтом – результат взаимодействия подсознаиия и сознания. НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБО . . .

21.11.2022
18:44

Есть у меня подозрение, что я жулик

    Нет, правда. Я пользуюсь одной особенностью теории художественности Выготского: катарсис в душе восприемника произведения (происходящий от столкновения . . .

20.11.2022
19:23

Как искусствоведы-либералы не сговариваясь одинаково вредно поступают в тончайших сферах

    Что они либералы, я вывожу из общего негативизма их по отношению к искусству времени так называемого соцреализма. У меня у самого такое же отношение. Но я . . .

19.11.2022
20:41

Продолжение нападок на искусствоведа-либерала

    Её сентенция: "…в живописании индустриальных гигантов очень преуспевают [при свирепствовании соцреализма, но я боюсь, что это насмешка] бывшие “бубновые . . .

18.11.2022
20:54

Это оперная эстетика?

    Так оценила картину Бубнова Галина Ельшевская.

    Бубнов. Утро на Куликовом поле. 1943–1947.

    А мне вспомнилось, как я читал о Рафаэле в “Классическом искусстве” Вёльфлина… Естественность итальянского языка жестов, оказывается, была открытием. Именно естественность. Что вполне совпадает с формулой идеостиля “Гармония высокого и низкого”. Естественность была низким, а богословская тематика – высоким. И было противоречие. И – катарсис от такого столкновения (Гармония).

    Оперная же эстетика предполагает бесконфликтное наращивание чувства.

    И в самом ли деле у Бубнова бесконфликтность: патриотизм? (Столь почётный в войну и сразу после неё {не сравнить с либеральным мнением 90-х годов, что беда России – её слишком большая величина, и надо её разделить на, кажется. 20 частей}.)

    Бубнов иллюстрирует момент, известный из истории. Князь Дмитрий задумал дать бой в болоте, которое он же и выбрал. Чтоб Мамай конницей напал на пеших (в большинстве своём ополченцев), ощетинившихся пиками, он послал конных разведчиков напасть на его лагерь, чтоб Мамай со злости стал их, удирающих, преследовать. И заодно – от злости же – чтоб не заметил засадный полк в лесу, мимо которого он гнался за напавшими. То есть изображённое есть ожидание попадания Мамая в болото. То есть непосредственно не имеет отношения к самому-самому ближайшему будущему – то начнётся с избиения Мамая в болоте спереди ждущими и сзади засадным полком. То есть непосредственно изображённое – образ низкого.

    Вот этот

    решил копьё и щит положить на траву – тяжёлые ведь. Зачем себя раньше времени утруждать? А в глазах – огромный опыт. Его глаза отмечают доли секунды в происходящем перед ним. Он не прозевает, когда нужно копьё и щит поднять.

    Вот этот

    никогда не был в сражениях. Он не воин. Даже шлём не смог достать. Он из татар видел только сборщиков податей. Им сопротивления не оказывали. Те и вооружены были соответственно слабо.

    С. В. Иванов. Баскаки. 1909.

    И ему интересно, как выглядят именно воины. Он аж даже вышел сколько-то вперёд перед всеми, желая рассмотреть. Любознательный.

    А этот

    не любознательный. Он старше. (Это тоже ополченец, с самодельным щитом, с простым топором, без шлема, ну броню на грудь сподобился достать и надеть.) Он задумался от нечего делать, может, вообще о доме и увидит ли он своих – глаза его смотрят в бесконечность и видят родных.

    Вот этот

    профессионал. Ему не впервой сражаться с татарами. Надо подождать, пока они подойдут? Ну так подождём. Мы привычные ко всяким неудобствам.

    Есть трусящий.

    Это ополченец (с топором и тоже без шлема). Он-то пришёл сюда сам. Обычай такой. Но ему нехорошо на душе.

    Сам князь Дмитрий

    просто рассказывает окружающим (что прибавит им уверенности), что он задумал сделать с Мамаем.

    И всё это – образы низкого.

    А высокое не имеет текстового выражения: пришла пора Руси освобождаться от татарского ига.

    И катарсис от столкновения таких низких и высокого: мы победим. (И это не вид высокого, потому что велики будут жертвы, а это низкое.)

    Другое дело, что Ельшевская, в душе либералка, не сумела увидеть в этой картине выражение повторяющегося в веках идеостиля Высокого Возрождения с его формулой “Гармония высокого и низкого”. Есть – что удивительно! – консенсус в искусствоведении относительно идеостиля Высокое Возрождение. В саму его формулу входит противоречие. Есть термин такой – “минус-приём”. Это когда об одном из противоречий (здесь – “пора Руси освобождаться от ига”) в “тексте” произведения (название всё же не вполне “текст”) ничего нет, но все его имеют в виду. И ведь наверно образованная она, и они в институте проходили “Психологию искусства” Выготского… – Всё равно. Предвзятость (что Россия и СССР – это олицетворения тупикового пути развития, в искусстве в том числе, имея в виду соцреализм) не даёт Ельшевской увидеть очевидное: что нет в этой картине оперной эстетики.

    .

    Нет. Я признаю, что в неприкладном искусстве как-то так организовано, что часто в упор не видишь противоречий. Я не исключаю, что и я выше ошибся где-то в анализе, что есть низкое, а что высокое. Но.

    Катарсис-то, будучи подсознательным, охватывает всех людей, “говоря” им ЧТО-ТО, словами невыразимое. Потому всё люди должны переживать от этой картины ЧТО-ТО, причём позитивное. Как при этом рука у Ельшевской повернулась написать что-то негативное, до меня как-то не доходит. Хоть сегодня, в дни специальной военной операции на Украине, мы все видим особой интенсивности войну фейков и потрясающую способность людскую фейкам верить, если они исходят от своих.

    11 июля 2022 г.

16.11.2022
16:45

Врубель, хвори и творчество

    Нельзя угадать будущее и нельзя избавиться от прошлого. У Врубеля была тяжёлая наследственность, а потом он ещё и сифилисом заболел, да так и не вылечился, чтоб . . .

15.11.2022
16:30

Это притягивание за уши?

    После многочисленных доказательств моих, что Нестеров стал ницшеанцем, втайне от собственного сознания хотящим убежать из Этого плохо-преплохо устроенного . . .

15.11.2022
16:30

Это притягивание за уши?

    После многочисленных доказательств моих, что Нестеров стал ницшеанцем, втайне от собственного сознания хотящим убежать из Этого плохо-преплохо устроенного . . .

14.11.2022
16:56

Аутизм в живописи

    Я наблюдал маленького аутиста. Мама затянула его в гости к соседке по лестничной клетке. У той была девочка такого же возраста… Нет, надо быть писателем, чтоб . . .

13.11.2022
18:54

Продолжение предыдущей статьи (про Неопределённость)

    Я не знаю, что есть бОльшая беда у искусствоведения: 1) преувеличение формализма или 2) отказ признавать, что художественность и в чём она состоит в неприкладном . . .

12.11.2022
21:48

Я чего-то всё-таки не понимаю с искусствоведением

    Почему в искусствоведении возможен такой раздрай? Лекцию Аленова о концептуализме (жаль, сослаться не могу – адрес уже не открывается) я послушал в 2018 году. В . . .

11.11.2022
09:35

Зачем я пишу об уже не раз разбиравшемся мною художнике

    Во-первых, нет полной гарантии, что все прошлые разы не были заблуждением. Сложным таким заблуждением, раз в столь многих его произведениях всё сходилось в одну . . .

10.11.2022
20:47

«Соцреализм» и соцреализм

    Я в детстве рисовал. Потом бросил. После технического вуза, чтоб убить свободное время, пошёл было в изостудию. И чувствовал, как буквально ежедневно . . .

09.11.2022
16:36

И опять о Дюшане

    Я вывел сверхисторический оптимизм (в виде коммунизма) в качестве подсознательного идеала Дюшана только на том основании, что очень уж этот художник гневался на . . .

08.11.2022
14:15

Как был не сброшен Пушкин с парохода современности

    Начну, как почти всегда, с себя. – Почему меня прямо-таки отвращала любая карточная игра, и чем азартнее, тем больше? – Думаю, от дальних следствий того, что . . .

07.11.2022
18:43

Каюсь

    Каюсь Чёрт меня попутал… Начав более 60 лет тому назад с простого коллекционирования толкований искусство- и литературоведами произведений искусства через . . .

06.11.2022
10:42

Какая ещё одна странность у Джотто указывает на его подсознательный идеал

    Подсознательным идеалом Джотто было соединение несоединимого: высокого и низкого (см. тут, тут). Любой подсознательный идеал выдаётся странностями для времени . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100