TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


25.09.2022
09:41

Вечная тоска

    У меня был один почитатель… Говорил, что все знакомства его – так, пустяк, и только со мной это что-то особенное. По несчастью, я уехал из того города. А когда через . . .

24.09.2022
21:19

Иногда я себя ненавижу

    За вмешательство в смотрение произведений изобразительного искусства своими словами. Когда хочется на пейзаж, скажем, смотреть и молчать от удовольствия . . .

23.09.2022
15:14

Нищета духа

    К Репину я обращался не систематически, натыкаясь. И, помнится, каждый раз удивлялся. Потому что каждый раз Репин являл себя реалистом в истинном значении этого . . .

23.09.2022
15:14

Нищета духа

    К Репину я обращался не систематически, натыкаясь. И, помнится, каждый раз удивлялся. Потому что каждый раз Репин являл себя реалистом в истинном значении этого . . .

22.09.2022
21:11

Ненавистный биографизм

    С тех пор, как я стал персоной нон грата в одном журнале, где меня привечали, я стал оголтелым. Выгнала меня редактриса, имевшая образование психолога. Формально . . .

21.09.2022
17:36

Причина заморочки со спиралью в живописи

    Сперва художников просто считали общающихся с . . .

19.09.2022
12:31

Эмпиреи

    Предположим, что Луначарский прав (самому мне судить не пристало, я музыкально не образован), и целью Мусоргского было: "…величие содержания, глубина . . .

18.09.2022
15:35

Хочется жаловаться, жаловаться и жаловаться

     

    И в процессе этих жалоб посеять некоторые намёки, если случится на них набрести.

    Жаловаться хочется на столь многое, что а растерянности я: с чего начать. И стыдно ж жаловаться в принципе (у людей свои хлопоты, кому нужны ещё и мои), А ещё потому стыдно, что не впервой же жалуюсь…

    Не хотят люди, большинство, вникать в сокровенное мироотношение художников-экстремистов. А я согласен вникать. И у меня в этом одно из расхождений с теми, кого я хочу просвещать, кто не понимает художников-экстремистов.

    Мне кажется, наивному, что то, что про сокровенное мироотношение, не может не быть общеинтересным. Ведь сплетничать-то про знакомых (знакомых лично или по наслышке) любят многие. – Ан нет. Одно дело – поступки, связанные с сокровенным, другое – мысли, тем более у художников – выражение мыслей (или – не плюнуть ли в сторону? – выражение подсознательного). В живописи – средствами несловесными. – Заумь, - думает большинство. И моё просвещение кончается, не начавшись. А я ж ещё и просветить – теперь вот – хочу о том, что мне самому не ясно (и хорошо, если прояснится к концу статьи).

    Не ясно мне о скульпторе Гликмане, самовыражавшемся не в скульптуре, а в рисунках. Он там отчаянно искажал натуру. Например, вот.

    Гликман. Странник-Стравинский. 1982. Холст, масло.

    Нет, он даже не исказил черты его лица.

    Но эта голость. Вернее, почти бестелесность… - Гонимый, что ли? - В СССР, да. Его музыку долго не исполняли. Но где-то мелькнуло, что он объездил с концертами весь свет (кроме Китая). Или для Гликмана важно, что родина его не приняла?

    Так для меня не ясно, как Гликман родину свою осуждает: как экспрессионист или как ницшеанец? То есть, как коллективист или как индивидуалист? То есть, грубо: он за коммунизм в каком-то сврхбудущем, как Второе Пришествие, или за принципиально недостижимое метафизическое иномирие как цель бегства из Этого плохого-преплохого мира?

    Вещь написана в 1982 году.

    "21 сентября 1962 года Стравинский прилетел в Москву, где дирижировал своими сочинениями (в октябре - в Ленинграде). Концерты Стравинского были восторженно встречены музыкальной общественностью страны" (Википедия).

    В 1982 году уже 20 лет, как не гоним в СССР… Но что толку от того, гоним или не гоним, если на Этом свете очень и очень плохо то ли коллективисту, то ли индивидуалисту… Та музыка, до какой дошёл в итоге Стравинский, считанным единицам понятна. То есть он гоним во мнении большинства. И ещё вопрос, не притворяется ли музыкальная общественность, что она понимает додекафонную музыку. А какое из экстремистских мироотношений она выражает? Плюс представители обоих экстремизмов (и искусствоведы), например, в живописи различия не видят, и я один маюсь…

    Вот Мамонова применяет знаковое для меня слово "вневременное” как цель выражения Гликмана. И я думаю, что, если она права, то идеал Гликмана метафизическое иномирие. Но я хватаюсь в Википедии за слова Стравинского о Сати (большом революционере в музыке): "Кто может вынести это однообразие?” То есть это известное доведениие ницшеанцем своего восприемника (в литературе, скажем) до предвзрыва, предполагающего взрыв такой силы, что вышвырнет вон из Этого дрянного мира в метафизическое иномирие. То есть, раз такое ницшеанство Стравинскому не по душе, то он экспрессионист. А "вневременное” Мамоновой не верно.

    Её слова: "Фигуры переводил в графические конструкции на плоскости… Если Гликман писал тело, оно чаще всего оказывалось бесплотным, едва намеченным линией или растворенным в цвете. Иногда тело на холсте как бы “схлопывалось”, сворачивалось в причудливый, но ясно читаемый условный знак”.

    Ну очень близко к тому, что мы видим в “Страннике-Стравинском”. И слова, и изображение смахивают на пассивный вариант ницшеанства – пробуддизм. Это далеко от предвзрыва ницшеанства.

    С неким минимализмом, т.е. пробуддизмом, ассоциируются и такие её слова:

    "Со временем Гликман выработал несколько характерных поз и жестов… Характерна для визуального лексикона Гликмана и фигура сидящего на земле человека в профиль. Таким он увидел Михаила Зощенко, вписав его фигуру в угол холста, как будто загнанной в угол комнаты или тюремной камеры (“Портрет М. Зощенко”, 1991). Иногда такая поза обозначала вечного странника-скитальца (“Странник Стравинский” или “Путник Стравинский”, 1982 (Илл.2)), а в картине “Плач об умершем младенце” (1974) по мотивам вокального цикла Д. Шостаковича “Из еврейской народной поэзии” в такой позе изображен мертвый ребенок”.

    Особого бунта не чувствуется. Итого, он не экспрессионист.

    Хорошо, с пробуддизмом Гликмана, вроде, я определился. Но как судить подсознательный это у него идеал или осознаваемый?

    Что-то мне шепчет, что рисовальщик не смог бы быть принимаемым плохой властью скульптором, если б осознавал, что за червь его заставляет почти подпольно рисовать.

    11 июня 2022 г.

17.09.2022
21:47

Мимо этого нельзя пройти

    Скульптор Гликман "постоянно имел официальные заказы, рассматривая профессию как средство честного заработка” (Мамонова). А душу отводил в живописи. И . . .

16.09.2022
15:14

Так называемый социализм, зачем, если его, оказывается, ТАК трудно построить?!.

    30 мая художнику Павлу Никонову исполнилось 92 года! Потому мелькнуло в ТВ его имя. А я, оказывается, ещё 6 лет назад с ним “встречался". Его идеал, - думаю, он . . .

14.09.2022
20:06

Смелого пуля боится

    Продолжаю чтение журнала "Новое искусствознание” № 19. Будеева. “Городской пейзаж в ксилографиях ленинградских мастеров 1960-х –1970-х годов. Традиции и . . .

13.09.2022
17:55

Художник Мыльников и современность

    Вот цитируются слова Мыльникова: ""Историческая картина меняет свои формы, но обязательно должна соответствовать мыслям и чувствам, задачам нашего времени. . . .

11.09.2022
16:02

Подозрение

    Все знают, что заоблачный символизм явился реакцией на трезвый, мол, натурализм в 19 веке. А всё периодично. Мечтательная заоблачность надоела. Улетать из . . .

04.09.2022
14:05

В Советском Союзе секса не было

    Каюсь, я статью искусствоведа Кудреватого о художнике Мыльникове использую, в частности, как источник названий его произведений. Искусствовед их распределяет . . .

03.09.2022
19:00

Упрёки формалисту

    Я дочитал у Кудреватого до второго, не лирического, как он классифицирует, типа пейзажей Мыльникова – до напряжённого. Интересно, что там мне откроется. Пока я . . .

02.09.2022
13:58

223-я годовщина рождения Пушкина

    Завтра. Хорошо б сегодня что-то к годовщине написать. – Только что по каналу “Культура” посмотрел телеспектакль Масленникова 1982 года “Пиковая дама”. – Зачем . . .

01.09.2022
21:10

Логика – сила

    Я прочёл спор Репина и Крамского о натуралисте Фортуни и задумался. Я вот всё сожалею, что, низкое происхождение и жизнь в провинции обеспечили мне в детстве . . .

31.08.2022
12:25

Пас

    Когда я много-много лет назад принялся за самообразование по искусствоведению, у меня была повышенная внимательность к названиям элементов произведений . . .

30.08.2022
10:20

Гребенщиков и статья 275 УК РФ. Государственная измена

    "Государственная измена, то есть <…> оказание финансовой <…> помощи иностранному государству <…> в деятельности, направленной против безопасности . . .

28.08.2022
19:56

Ай, да Алина! (Кабаева)

    Я с сомнением приступаю к этой статье. Ибо писать хорошо я – по-разному говорят: одни, что умею, другие – что не умею. Так, когда я пишу толкование произведения . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100