TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


11.04.2022
22:50

Облом

    Зарок давать очень определённые характеристики художникам приводит меня то и дело в неловкое положение. Особенно – с художниками-экстремистами. Они из-за . . .

10.04.2022
19:09

Плакать от обиды хочется

     

    Ну почему у меня нет такой восприимчивости, как у… Вальтера Беньямина? Я этого Беньямина заметил, он мне открыл глаза на некоторые нюансы, когда я занимался толкованиями своими произведений искусства. А вот он написал о “Новом ангеле” (1920) художника Клее, и я ничего не понимаю.

    Клее. Новый ангел. 1920.

    Вот читайте:

    "На картине Клее “Angelus Novus” изображен ангел [почему ангел? Неужели потому, что у этого существа птичьи ноги и хвост и руки похожи на крылья – в смысле – он летающий], как будто готовый отлететь [почему отлететь?] от чего-то, над чем он напряженно размышляет [опять неубедительно: ни напряжения, ни размышления не видно]. Его глаза широко распахнуты, рот приоткрыт, крылья распростерты. Это как бы ангел истории [а это с какой стати?]. Его лицо обращено к прошлому [почему к прошлому? А! Он смотрит вдаль, за нашу спину. А что за спиной у нас? – Прошлое (мы ж не ходим задом наперёд). – Хорошо. Тогда и почему ангел истории понятно]. То, что мы воспринимаем как цепь событий, предстает перед ним катастрофой [с какой стати?], и обломки падают к его ногам [что: вот эти помарки почти точечные – обломки? В смысле – их надо мыслить заполняющими не только пространство между существом и плоскостью изображения, но и пространство от этой плоскости до нас и пространство от нас и дальше нас, за спину? В смысле – всё, что от него и дальше (к нам и мимо нас) – это прошлое]. Ангел хотел бы [почему хотел бы? Потому что ладони простёр вверх?] воскресить мертвых, вновь соединить разбитое вдребезги. Но страшный шквал [потому шквал, что обломки его результат?] налетел из рая [история началась после изгнания из рая?]. Он ударил в крылья ангела с такой жестокостью, что ангел больше не сможет сложить их [его нематериальная сущность не позволила превратить его в обломки?]. Этот ветер неумолимо влечет ангела в будущее, к которому он повернут спиной, в то время как перед ним тянутся к небесам непроходимые заросли [с какой стати? Ведь там уже есть нечто: обломки, а не заросли]. Этот ветер мы называем прогрессом” (https://vk.com/doc114556091_438601679?hash=18661b447e1becc4be).

    Мировоззрение ницшеанца, мол, у Клее: каждый шаг ребёнка есть его шаг к смерти. Не приемлет, мол, Клее такое устройство Этого мира, что в нём есть смерть. Значит что приемлет? – Метафизическое иномирие, принципиально недостижимое? Не религиозный тот свет, Царство Божие на небе с бесплотными душами покаявшихся в грехах, что натворили обломки. Будь тот свет, не был бы столь тяжёл взгляд существа.

    Ха. Я незаметно от себя дал всё-таки Беньямину приобщить меня к смыслу рисунка?

    Но тогда получается, что Клее не экспрессионист, как получилось у меня тут. Не взывающий не знаю, к кому, что Бог нас покинул. Ибо, раз жалуется так срывая голос, значит всё же сохраняет веру и лишь обижен сверх меры.

    Или взгляд всё же жалующегося? И тогда – экспрессионист… А не ницшеанец. Несчастный идеалист, ибо голова его, волосы – суть бумажные листы, наверно, с чем-то написанным, чему он поверил и не может разувериться, раз, вот, и в такой крайности жалуется…

    Вот только одно не ясно. Беньямин написал своё толкованиие в 1940 году. То есть незадолго перед тем, как он отравился, не будучи пропущенным Испанией удрать от нацистов в США. Плохим Беньямину представился ход истории. Но что плохого в ней в 1920 (через 2 года после конца Первой мировой войны) увидел Клее?

    Или Клее, как попка, зарядился экспрессионистничать и всё?

    Или это вообще произведение реалиста, чуящего, что будет через 20 лет? (Что вряд ли.)

    Нет. Экспрессионизм – это ж вылет из ряда идеалов вон. В ряд больше вернуться нельзя. То есть идеостиль становится внеисторическим. Что в действительности ни происходит – мироотношение не меняется.

    18 февраля 2022 г.

09.04.2022
15:33

Про «Я спросил у ясеня…»

    Я думаю про себя, что я объективный толкователь произведений искусства. А есть целые течения, которые очень легко толковать. Например, гражданский романтизм. В нём . . .

08.04.2022
17:33

Неужели я маньяк? (Про Бродского и про недогосударство Украину)

    Кем был Катон Старший, все выступления в сенате заканчивавший словами: “Кроме того, я думаю, что Карфаген должен быть разрушен”? А я всюду хочу протащить влияние . . .

06.04.2022
15:50

Признаю: я доведён до какой-то крайности…

    Доводит меня (смейтесь) неприятие искусство- и литературоведами художественности по Выготскому: что это подсознательный идеал. 57 лет прошло, как опубликована . . .

05.04.2022
21:47

Боже! Ну что мне так не везёт?

    Мне не удаётся наткнуться на современное художественное произведение, в котором бы чувствовалась тайна. И я вспомнил, что когда-то премного удивил себя, . . .

04.04.2022
08:03

О покойнице – хорошо. Об Ирине Антоновой

    Плохо я написал, когда она была жива (см. тут). А сегодня смотрю “Временно доступен” на канале ЦТВ и диву даюсь: "- От красоты – плакать. От искусства… - А что . . .

02.04.2022
15:17

О побочной пользе понятия «подсознательный идеал»

    Сразу скажу: польза в воспитании въедливости. А без неё стало невозможно жить так, чтоб уважать себя, при массовом и повсеместном вранье в политике. Сейчас я в . . .

01.04.2022
19:50

Обидели

    Меня. Я-то себя считаю духовной элитой-по-самоощущению. (Потому по самоощущению, что в науке об искусстве я не принят. Меня даже темные соискатели степени . . .

31.03.2022
14:19

Снявши голову, по волосам не плачут (про Алексея Чичерина, вытесненного из литературы)

      Я так впечатлился своим, вроде бы, открытием, что корёжение натуроподобия происходит от ужасной действительности и под влиянием подсознательного идеала, что . . .

30.03.2022
13:03

Когда же кончится этот кошмар в науке об искусстве?

    Я знаю, когда. Когда совершится прорыв в считывании того, что происходит в мозгу. Уже теперь много могут введением наночипов в мозг человека. Гуглоперевод: . . .

29.03.2022
18:23

Неужели эврика?!.

    ß, кажется, понял, как Маяковский дошёл до жизни такой, что принялся сочинять стихи для рекламы. Разочарование к началу ХХ века приобрело такую беспрецедентную . . .

28.03.2022
13:49

Лучше я ошибусь, и пусть меня поправят, чем промолчу, и никто думать об этом не станет

    Почему “Мона Лиза” Леонардо так знаменита? Потому что спецы – а только они и заметили, но большинство молчат – разнесли по всему свету и на все века, что это . . .

27.03.2022
17:36

Любовь к родине

    Получается что: я был не прав когда-то, когда, приходя на вернисажи или в музеи живописи с постоянной экспозицией, ждал, чтоб что-то шибануло мне в глаза? Я тем . . .

26.03.2022
11:49

Я и проект Указа о традиционных российских духовно-нравственных ценностях

    Имею сильно подозрение, что моя идея о наличии подсознательного идеала автора, фиксируемого странностью для времени создания, как мерке наличия художественности . . .

25.03.2022
23:25

Почему я противный такой

    Я вчера – признаюсь – праздник себе устроил (купил наполеон) за обнаружение странностей в очередных трёх картинах Олега Васильева. А сегодня на меня опять нашла . . .

24.03.2022
13:03

Почему я – учитель, не умеющий учить

    Вспоминается такая сцена в институте. Я, довольно быстро соображающий, с несколькими одногруппниками вместе разбирались с каким-то трудным материалом. Читал не . . .

23.03.2022
20:38

Якобы натурализм Олега Васильева как наркотик

    И я на него, похоже, подсел. Или меня прельщает, что читателям нравится читать о нём? – В общем, я начал новый файл, придумал название, которое вы прочли, и полез в . . .

22.03.2022
22:44

Ещё усмешки Юона

    У меня просто не было слова “расфокус”, когда я отказался разбирать такую репродукцию Юона. Юон. Летний вечер. Лигачёво. 1912. Холст, масло. Смысл этого слова для . . .

21.03.2022
22:59

Олег Васильев обрёк меня на непрекращающуюся тревогу

    А вдруг я ошибся? Вчера, случайно, мне привелось (см. тут) как бы разбить ладонью очередной кирпич. Я взял первый подвернувшийся натюрморт Юона и – с большим трудом . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100