TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


13.03.2022
13:06

Не могу отделаться

    Хорошо, - говорит мне адвокат дьявола, - тебе посчастливилось (см. тут) отказать в разборе картине “Север России. Паводок”, т.к. она – предшественник “Высокой . . .

12.03.2022
22:58

Я попал в ловушку под названием Олег Васильев

    Мне удалось феерическим образом истолковать как ницшеанство несколько на первый взгляд, так сказать, реалистических картин. Я начинал писать статью за статьёй, . . .

11.03.2022
22:33

Вот это уж точно не удастся разгадать

    Вот эту картину. Васильев. Высокая вода. 2006. Холст, масло, карандаш. Сказал я так из-за чёткого указания самого Олега Васильева на картину “Дом на Анзере” (1965) как . . .

09.03.2022
19:08

К годовщине освобождения Ленинграда

    Я думаю, что, если что Россию спасёт, это правда. А касательно Седьмой (Ленинградской) симфонии Шостаковича правда состоит в том, что – так у меня получилось с . . .

08.03.2022
17:52

Чувствую себя дураком

    Чувствую себя дураком перед некоторыми картинами Олега Васильева. И как-то обидно. Наверно, потому, что числю за собой тысячи разгаданных скрытых смыслов других . . .

07.03.2022
19:37

Чем Олег Васильев поражает

    Я неправильно выбрал название, но не хочу менять его универсальный смысл. Неправильно потому, что первая же картина, на которую я наткнулся при очередном подходе . . .

06.03.2022
15:37

Эскапизм, в переводе – бегство из действительности

    Бегство – в пейзаж своей прекрасной души (как и полагается лишенцу-романтику, например, в лес). Слушать https://www.youtube.com/watch?v=usu2zFxsEjU . Что мой двоюродный брат глубоко . . .

05.03.2022
21:31

Статья, в которой я хотел вообще молчать, но не вышло

     

    Художник Юрий Ващенко. Кадры из программы “Искусственный отбор” на канале “Культура” 25 января 2022.

    "Я помню, что я шёл по улице, падал снег. И было так прекрасно, как редко бывает. То есть когда вот мы слышим, как падает снег. Мы становимся частью всего этого. И я в этот момент подумал: "Господи! Это же… Ну я ж художник. Я должен это нарисовать". Мне стало страшно. До такой степени не хотелось этого делать. Я пришёл домой, сел и стал рисовать консервную банку с какой-то порванной этикеткой и с грязным донышком. И всё время вспоминал этот снег и думал: "Но ведь там же было прекрасно, а это же объект, который я сейчас отнесу на помойку. Как же это может быть?!" Мне кажется, что это не то, что может быть, это должно быть”.

    В смысле – есть. И надо быть трезвым. Нет преобладания Добра над Злом на Этом свете. И надо бежать из этого мира в какое-то иномирие. Метафизическое.

    "Там появилась впервые такая тишина и пустота, которой до тех пор не было”.

    Я хотел было по видеопоиску найти, как эта вещь называется и когда сделана. Шиш. Ничего похожего среди предъявленных похожих.

    Всюду есть пространство, обычность. А у Ващенко нет. Для чего по сезанновски нижний овал левой чашки более плоский, чем верхний. А у правой чашки он вообще почти прямая линия. Для того же – для разрушения пространства – верх овала нижней тарелки, справа, пересекая яблоко, не попадает на своё место слева. Ващенко так же плохо на Этом свете, как Сезанну сто лет до него, и они оба бегут в метафизическое иномирие, даже не осознавая, куда бегут. Неверные слова "тишина и пустота” потому художником применяются: он художник кисти и карандаша, а не слова. – Художника можно слушать, но только совсем не надо верить.

    "Меня очень интересует этот вопрос: здесь и там. Вот эта маленькая граница советского интерьера. Тогда красили, помните, стены… Верх был побелка, клеевая краска, а где-то на уровне глаз было масло, об которое можно было тереться, прислоняться, делать что угодно. Оно лоснилось, лупилось. Так между ними была замечательная такая тоненькая в сантиметр полосочка такая как… Прямо фиолетовая. Эта фиолетовая полоска между побелкой и масляной стеной для меня всегда существовала как полоска моря. И вдруг я у Сефа читаю: "Алло! Это море?" Поэтому мальчик сидит с раковиной с комнате, а полоска моря существует позади его”.

    "По натуре своей я вполне, вот, просто клаустофилический человек. Я не путешествую. Одна и та же деревня, куда я езжу всю свою жизнь…”.

    Он говорит, по сути, что он пробуддист, что его идеал – мало чувствовать.

    "Для меня только тогда жизнь, когда я закрою за ней [дочкой] двери и погружусь в свои комплексы. Это счастливое время, когда я никому не должен. По-моему, это Бергсон сказал, что искусство начинается там, где кончаются заботы”.

    Когда потребует поэта к священной жертве Аполлон.

    Это для любого подсознательного идеала действует. А Ващенко думает, что он пробуддист и не знает, что у него есть ещё и подсознательный идеал, его сознанию не данный. В сознании у него пробуддизм в виде слышания, как падает снег. А в подсознании нечто более активное. И пустынные пейзажи – образ метафизического иномирия, а не малочувствия. Хоть оба мироотношения близки по своему экстремизму и внеморальности.

    "В этот момент мне хочется рисовать. Мне хочется делать что-то, происходящее помимо моей воли. Я очень увлекался даже философией Дао. В ней есть понятие пустоты, тишины, сосредоточенности”.

    Воля его – мало чувствовать, а то, что помимо неё – другое. Он в этот момент не знает, что есть более тонкое состояние. Которое есть ЧТО-ТО, словами невыразимое, а не выраженное некой философией, то есть словами.

    Иллюстрируя философию Дао, он творит произведения прикладного искусства, а не неприкладного?

    "Огромное небо и крошечная полоска жизни, которая обозначена как деревья”.

    Так это ж горечь о преходящести жизни! А не малочувствие. Плохо устроен Этот свет, раз существует смерть. Это активное неприятие, а не пассивное, как у пробуддизма.

    Но Ващенко продолжает словесно себя примирять с имеющимся положением вещей:

    "Мы же живём – знаем, если смерти не будет, наша жизнь будет совершенно другая. Она формирует нашу жизнь. Так же и существует эта полоска [деревьев]. Пространство и время – они нас формируют”.

    Ложь, ложь и ложь по отношению к долгу творить высшее, неприкладное искусство.

    И вдруг – искра правды:

    "Когда говоришь об этом, ловишь себя всё время на том, что всё-таки это звучит, как пошлость. Есть такое. Говорить об этом очень трудно. Именно в силу того, что я её не могу выразить словами, наверно, именно поэтому я пытаюсь что-то – как вы скажете – нарисовать. Только потому, что я не знаю, как это сказать”.

    Молодец!

    .

    Я не думаю, что мне финал нравится, потому что и я так думаю: это называется выражение подсознательного идеала, не данного сознанию автора.

    Молодец! Почти полтора века, как Ницше сказал:

    "…всё материальное — это своего рода движение, служащее симптомом какого-то неизвестного процесса: всё сознательное и чувствуемое — это опять-таки симптом неизвестного” (Черновики и наброски 1882-1884 гг. // Ницше Ф. Полное собр. соч.: В 13 томах. Т. 10), -

    а сознание Юрия Ващенко осталось девственным.

    26 января 2022 г.

     

04.03.2022
23:49

Как Шостакович не предал себя

    Заглавие я придумал, а наберётся ли материал для статьи, я не знаю. Потому что как-то принято у нас мутить. А я мути не признаю. Это как один литовец, архитектор, . . .

02.03.2022
13:12

Это не высасывание из пальца…

    Знаете, что такое бритва Оккама? – "Не следует умножать сущности сверх необходимости”. Оккам считал, что всем распоряжается Бог, это просто, и не нужно лезть в . . .

01.03.2022
23:38

Ну что с него взять, с Олега Васильева, он убогий: у Бога 24 января

    Я, наверно, и сам убогий. У меня, как у наивного ребёнка, огромное доверие, что, если я что у знаменитого художника не понимаю что-то пока, то виноват я, а не он, раз он . . .

27.02.2022
16:31

Какой ужас, что так всё скучно…

    Вы прочли название, читатель? Но я начну с ужаса не того, о котором думал, когда название писал. Я начну с мысли, что с некоторой точки зрения ужасна наука. Обедняет . . .

26.02.2022
09:53

Я не смог пройти мимо этой репродукции

    Я не смог пройти мимо этой репродукции. Иогансон. Салют. 1945. Наверно, сработал мой плохой вкус – любовь к разноцветности. Потому что, когда я из осторожности . . .

25.02.2022
06:46

Не зарвёмся, так прорвёмся

    Я поверю нескольким словам Тынянова в 1924 году. Таким: "В “воровской лирике” Сельвинский — это Бабель в стихах” (http://www.philologos.narod.ru/tynyanov/pilk/ist18.htm#_w50). А Бабель (см . . .

23.02.2022
17:22

Статья из почти одних ругательств

    Включил канал “Культура”, а там фильм начинается – “Небо. Самолёт. Девушка” (2002) Веры Сторожевой. – Взял и начал смотреть. Даже звукозапись плохая оказалось . . .

22.02.2022
12:31

Как я чуть не сломал голову

    -Я испортился, наверно. Начинал я с того, что пересказывал пацанам толстенные шпионские книги. Такая одна была “Тайна профессора Бураго”. Я ради неё в читальню . . .

21.02.2022
12:57

Моя китайская месть искусствоведам

    Я во вражде с ними, так как с момента выхода в свет “Психологии искусства” Выготского в 1965 году по сей день я не встретил ни одной работы, руководствующейся . . .

19.02.2022
13:33

По наводке

    Я эту статью начинаю писать по такой наводке: "Только тупость и невежество, полное непонимание, с кем они [советские киноначальники] имеют дело… при всех . . .

18.02.2022
20:02

Одна, но пламенная страсть

    У меня теперь одна, но пламенная страсть: представить себе, почему так тупо хвалят тех художников, кто разрешает себе делать ужасные отклонения от натуроподобия . . .

16.02.2022
18:57

Грызёт меня неопределённость около искусства

    Грызёт меня неопределённость произведения искусства. Точнее, неопределённость не его самого, а моего состояния перед ним. Передо мной во весь рост стал вопрос об . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100