TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


06.03.2021
13:36

Почему я вернулся к художнику Шиле, хоть противно смотреть

    Я вернулся из-за внушительности слов Канделя, книгу которого я продолжил теперь читать спустя несколько лет после первого подхода к нему. "Начиная с поздних . . .

05.03.2021
19:39

Зачем Рязанову понадобилась «осатанённость» в «Иронии судьбы»

    Я ухаживал за своей будущей женой. И была беда. Мы идеально подходили друг другу, и это естественно – в ней, во всяком случае – рождало подозрение, что это у нас . . .

04.03.2021
16:25

Об «Осени в карманах».

    … ай да Пушкин, ай да сукин сын! Пушкин. Молодечество моё в простом факте: осознав, - где-то не в начале книги, - что автор, оказывается, очень уважает абсурд, я . . .

03.03.2021
13:03

С робостью о «Перекатах» Городницкого

     

    Наткнулся на ностальгическую статейку о “Перекатах” Городницкого, и захотелось вставить свои пять копеек. С анализом текста, если он удастся, и, главное, с синтезом из этого анализа: каким подсознательным идеалом – если удастся его найти – вдохновлена эта песня.

    Робость моя двоякая. Смогу ли я сделать анализ? Не навязчивостью ли предстанет синтез?

    Итак, слова такие:

     

    Все перекаты, да перекаты –

    Послать бы их по адресу!

    На это место уж нету карты –

    Идем вперед по абрису.

    На это место уж нету карты –

    Идем вперед по абрису.

     

    А где то бабы живут на свете,

    Сидят друзья за водкою.

    Владеют камни, владеет ветер

    Моей дырявой лодкою.

    Владеют камни, владеет ветер

    Моей дырявой лодкою.

     

    К большой реке я сегодня выйду,

    А завтра лето кончится.

    И показать я не должен вида,

    Что умирать не хочется.

    И показать я не должен вида,

    Что умирать не хочется.

     

    А если есть там с тобою кто-то,

    Не стоит долго мучиться.

    Люблю тебя я до поворота,

    А дальше как получится.

    Люблю тебя я до поворота,

    А дальше как получится.

     

    Все перекаты, да перекаты –

    Послать бы их по адресу.

    На это место уж нету карты –

    Идем вперед по абрису.

    На это место уж нету карты –

    Идем вперед по абрису.

    1960

    Слова – драматические. Налицо бытовые невзгоды и возможны безвременная смерть и потеря любимой. А мелодия – бесшабашная, сводящая занятие к удали-индивидуализму.

    В связи с последней мне вспоминается рассказ Познера, как его, еврея, француженка прятала от нацистов. Она ему сказала, что ему не надо смотреть на них. Что на них можно смотреть только когда их трупы проплывают мимо. – Там было морское побережье с опасными течениями. Купаться там было нельзя. От немцев это не скрыли. Но нацисты ж считали себя сверхчеловеками. Игра со смертью была им по нраву. Поэтому они испытывали себя на слабо и там купались с презрением к трусам-французам. Ну и периодически кто-то из них тонул. И труп его проносило течением мимо дома этой француженки.

    Так вот лирическое “я” этой песни принципиальный не индивидуалист. Его держит на маршруте что-то. – Долг. "Послать бы их по адресу”, - да нельзя. “Есть великое НАДО!” - так я для себя, выкладываясь на работе, сформулировал когда-то пафос, каким жил Советский Союз до меня да и при мне, вот. Всегда ж есть затруднения в работе. А я был из тех, на которого можно было положиться. При всей безопасности лично моей работы, я почему-то считал, что песня и про меня. – Почему?

    Потом разберёмся, а пока – к слову "должен”, попавшему и текст, не только в подтекст. С этим словом связана недопонятность: почему впадение малой реки в большую связано с опасностью для жизни?

    Вообще-то я нашёл, почему:

    "Граница противоположных течений или течений с разными скоростями. Возникает при впадении притоков в реку (особенно если притоки сравнимы по расходу воды с основной рекой), при обтекании потоком крупных надводных препятствий (камни, скалы, плиты). Эти границы очень малы по протяженности (иногда длина перехода от одной скорости к другой составляет 30—50 см) и опасны тем, что туристское судно, имеющее скорость одного потока, внезапно отдельными своими частями попадает в поток с другими скоростями, мгновенно испытывая действие разнообразных сил. Чтобы избежать переворота судна при пересечении границы противоположных течений, необходимо использовать разнообразные технические приемы” (http://www.geolmarshrut.ru/biblioteka/catalog.php?ELEMENT_ID=4437).

    Но песня-то написана только по видимости для своих, знающих, чем грозит сплав по рекам. Песня написана для всех. А вот это место – недопонятность – просто непреднамеренность. – Она как раз и есть след подсознательного идеала: исключительность этого сорта людей, людей для которых общее важнее своего. И сочинялось это в стране, переориентированной потребительски:

    "…в мае 1957 года на сельскохозяйственном совещании в Ленинграде Никита Хрущев выдвинул лозунг "Догнать и перегнать Америку". Речь шла о том, чтобы догнать и перегнать по производству мяса, масла и молока на душу населения…” (https://www.kommersant.ru/doc/764742).

    Социализм, так называемый, был в опасности, и левым шестидесятникам выпало его спасать от перерождения в капитализм.

    Вот теперь я понимаю, почему считал “Перекаты” и про меня, хоть я не рисковал жизнью и т.д. Потому что я был воспитан в ценности самоограничения. А это противополюс потребления. Я был стихийным левым шестидесятником. Каким тогда был и Городницкий.

    Интересно, что спустя годы и десятилетия мне приходилось доказывать, что такие люди были. Но мне не удавалось. Потому я и теперь вот робею: будет ли принят мой синтез из анализа.

    17 января 2021 г.

02.03.2021
20:37

Восторг нового импрессиониста Берберяна и моя тоска оттого

    США только сейчас, на наших глазах, превращаются в тоталитарное государство с господствующей идеологией – глобализмом-либерализмом, как когда-то был СССР – с . . .

01.03.2021
13:05

Лишнее доказательство от Тургенева: написано не то, что хотел сказать автор

    Я не стесняюсь делать длинные цитаты. Но заметка о “Нищем” (1878) Тургенева настолько коротка, что как её цитировать? Ну да ладно… "Мне со школы это стихотворение . . .

28.02.2021
13:47

Подозрительный фильм «Каникулы Кроша»

    Он мне подозрителен тем, что создал впечатление, что мне нравится, что он такой советский: добрый и учительный. – Странно. За это не должен бы нравиться именно мне, . . .

27.02.2021
13:13

Сложнятина или К 130-летию со дня рождения Мандельштама

    Уже по заглавию, вы, читатель, чувствуете, что я буду стремиться сложнятину делать постижимой. То есть, я обращаюсь не к высокоумному читателю, а к, грубо говоря, . . .

26.02.2021
11:51

А как повёл себя художник Зардарян?

    А как повёл себя художник Зардарян? У меня стойкая привычка подходить к произведениям искусства с психолого-социологической стороны. В Венской школе . . .

24.02.2021
13:43

Вижу повторение Высокого Возрождения у иных футуристов

    …привести к согласию среду и человека. Сент’Элиа Признаться? Пока я не пришёл к возможности написать это название и эпиграф, я не стал статью писать. Приходил я . . .

23.02.2021
10:06

Вэр из шыйн унд их бэн клуг - Кто красив, а я умна

    Так говаривала моя красавица мама (Татьяна Доронина была её копией), вообще-то не пользуясь языком идиш. Я почему-то запомнил эти слова. Как будто кто-то свыше мне . . .

22.02.2021
14:45

Я не знаю, получится ли мне вывести то о Татлине, что я наметил, но я начинаю…

    Потому что я уже в восторге от только что прочтённых слов Пунина о нём. Нет. Надо сперва ввести в курс дела читателя, не знающего ничего из того, что знаю, приступая . . .

22.02.2021
08:15

Коммунизм-то – не сласть. (Фильм «О любви» 1970.)

    Когда-то я вздумал единолично бороться за коммунизм, видя, как эта перспектива испаряется к чёртовой матери. Что я сделал? Я воспользовался тем, что парторгом . . .

19.02.2021
11:01

Точно! Рязанов издевался «Карнавальной ночью»

    Сам бы я до такого не додумался. Я это вычитал: "Удивительно, например, было видеть, как скоро происходит отказ от образа жизни и ценностей сталинской эпохи уже в . . .

18.02.2021
14:01

Декаденты есть и сейчас

    Было дело (см. тут), что я оценил декаденткой современную поэтессу. Соображение, что декадентство – прикладное (о, в общем-то, знаемом) искусство я вывел (см. тут) из . . .

17.02.2021
10:49

Не важно, антисемит ли Прилепин, важно…

    Важно, прав он или нет. О чём речь? Вот о чём: ""…но евреям отдали все премии..." И тут пришёл Захар Прилепин: В жюри премии БК примерно 50 евреев. Это все, что надо . . .

15.02.2021
23:54

Отобью ли я эту атаку на Высоцкого?

    Восприятие песен Высоцкого как антисоветских справа – явление обычное. Чтоб заметить, что они были, наоборот, антисоветские слева, надо иметь вкус. То есть уметь . . .

13.02.2021
20:08

И вкусы, и запросы мои странны

    Так пел Высоцкий. И не только от имени персонажа. Но и от своего имени. При этом всего лишь чуя (а не зная сознанием), в чём его главное отличие от современников. А я, в . . .

12.02.2021
13:18

Жаль Карена Шахназарова

    Жаль за фильм “Исчезнувшая империя” (2008). Потому что иллюстративный фильм, а не художественный. Художественный – это когда рождён он подсознательным идеалом. А . . .

08.02.2021
11:38

Неужели искажения у авангардистов – от радости, а не от чего-то негативного…

    Я был так благополучен последние пару месяцев… Логика подтвердила то, что я переживал всегда – неприязнь к искажениям натуры живописцами, - к искажениям, так . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100