Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
06.02.2021 |
Почему Велимир Хлебников так выкаблучивался
|
03.02.2021 |
|
02.02.2021 |
Можно ли что-то ответить на упрёки Боровиковскому?
|
31.01.2021 |
|
29.01.2021 |
Я читаю «Чертёж Ньютона» Иличевского
|
28.01.2021 |
Как противостоять овертону в фильме «Громкая связь»
|
27.01.2021 |
|
27.01.2021 |
Почему художники впадают в формализм
|
26.01.2021 |
Смысл ненаписанной пьесы Сологуба
|
26.01.2021 |
Смысл ненаписанной пьесы Сологуба
|
26.01.2021 |
Смысл ненаписанной пьесы Сологуба
|
24.01.2021 |
Почему художники впадают в формализм
|
24.01.2021 |
Ура профанам! О музыке Высоцкого
|
22.01.2021 |
Психологически: откуда у футуристов энергия искажения
|
21.01.2021 |
Экстраординарное в фильме «Седьмое небо» 1971 года
|
20.01.2021 |
Написал (о Пуссене), но сомнение грызёт
Где-то прочёл я, что “Пейзаж с Геркулесом и Какусом” есть пейзаж героический. Что интуитивно признаёшь верным. Наверно, из-за скалистости горы-защитницы от бурь-неба. Пуссен. Пейзаж с Геркулесом и Какусом. Около 1660 года. Хорошо ли это соотносится с Абсолютом Благой Природы пантеистической веры? И ещё… Только придётся некое отступление сделать… Я заимствовал себе для руководства (преобразовав) теорию Шмита о синусоподобной повторяемости в веках идеостилей, всегда по кругу повторение, мол, идёт. Индивидуализм → гармония индивидуального с коллективным → коллективизм → гармония коллективного с индивидуальным → индивидуализм. Так идеал Лоррена, современника Пуссена и тоже представителя классицизма (см. тут), получился у меня на точке гармонии, на восходящей ветви СИИ (Синусоиды изменения идеалов, я молчаливо счёл, что все её представляют развёртывающейся слева направо с коллективизмом вверху и индивидуализмом внизу). Идеал этот – оптимистический. Точнее – с верой, что достигнут он будет в скором историческом будущем (уже вон, мол, в гармонии верха и низа находится). А у Пуссена, получается, идеал уже достигнут (коллективизм). Разнобой с Лорреном. Хорошо ли? Есть и ещё сомнение. Трудно выразимое. Движение по СИИ происходит из-за борьбы, в общем, коллективизма и индивидуализма. Абсолютной победы коллективизма, государственности, монархии быть не может. Сам вид синусоиды это показывает. Почему происходит верхний перегиб? – Потому что начинает перевешивать индивидуализм. Потому что коллективизм ослабел. Как же картину “Пейзаж с Геркулесом и Какусом” считать образом Абсолюта и вечности монархии? Логичнее подход к верхнему перегибу называть идеалом типа трагического героизма. Коллективизм тогда истерически-наивно считает, что вот-вот и победит, но в глубине души предвидит поражение. Самый перегиб начавшееся поражение уже и означает. Может именование “героический пейзаж” означать должен не то, что вблизи перегиба СИИ? А на середине подъёма? Как и у Лоррена? Там героизм ещё полон сил. Чем дальше во времени и по СИИ от середины подъёма её, тем сила коллективизма становится меньше. Тем больше его трагизм. И именно в середине он совершенно самонадеян и силён. Вон, на картине… Люди ж никак не участвуют в делах скалы-защитника. Геркулес же, наступив на пах Какуса, закричал, наверно, победно. А кто на этот крик оглянулся? Никто. Или невыделенность Геркулеса цветом предполагает, что он не кричит. А самодостаточен. Скала и есть скала тем, что ни с кем не общается. Ограждает и всё. И в том её Абсолют. Тогда всё сходится. И можно перестать сомневаться. Надо просто слова “героический пейзаж” заменить на “пейзаж доминирования”. Вот в природе доминирование каково? Доминант доказал свою силу и всё – больше ему её доказывать сколько-то времени не надо. Все помнят, что доказал. Все занимаются своими частными делами, и он их тоже не трогает. Тучи себе клубятся в небе, вода себе стоит зеркалом, люди копошатся себе: кто рыбу ловит, кто купается. И никто не оглядывается на доминанта. А тот естественно царит сам в себе. Не то же ли самое в более ранней картине, тоже называемой героической? Пуссен. Пейзаж с Полифемом. 1649. Тут из мифа извлечено доминирование мелодией игры на флейте Полифема. "Далеко в море вдавался скалистый холм, он круто обрывался к вечно шумящим волнам. Полифем часто приходил со своим стадом на этот холм. Там он садился, положив у ног дубину, которая величиной была с корабельную мачту, доставал свою сделанную из ста тростинок свирель и начинал изо всех сил дуть в нее. Дикие звуки свирели Полифема далеко разносились по морю, по горам и долинам” (https://narodstory.net/mif-drevney-grecii.php?id=129). Пуссен просто “дикие” заменил на “чудные” и заставил всю природу им внимать и вторить. "Строгая организованность композиции подчеркнута ритмическими соответствиями и повторами…” (https://gavrilin-dshi.ru/strany/pejzazh-s-polifemom-nikola-pussen-1649.html). Всё – как крылья чаек (5 штук их кружит около скал). Как волны музыки Полифема. Можно сказать, что Полифем своей музыкой доминирует тут, хоть всё и вся тут занимаются своим делом, как и в предыдущей вещи. Кто нежится, кто за ними подсматривает, кто пашет, кто в горелки играет. Чайки летают себе. Кусты и деревья растут, горы стоят, облака клубятся. И всё – пронизано естественностью волн, возведённой в одушевлённость. Образ доминирования монарха, никого не стесняющего, пока все лояльны. 12 декабря 2020 г.
|
19.01.2021 |
Зачем Пуссен преувеличил рост Геркулеса или Ошибки Кургиняна и Пуссена
|
18.01.2021 |
Лживые бравуры из-за 110-летия выставки «Бубновый валет»
|
16.01.2021 |
Метаморфозы великого художника Бирштадта
|
15.01.2021 |
Продолжаю серию разоблачений про подмену интернет-ресурсом искусствоведения развлекаловкой
|
<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"