Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
19.12.2020 |
Близко к святотатству, но логика требует
|
17.12.2020 |
|
16.12.2020 |
Ревелиоти больше, чем Айвазовский
|
15.12.2020 |
Непритязательность и Первый Концерт Чайковского для фортепиано с оркестром
|
14.12.2020 |
Невежество как инструмент проверки художественного смысла
|
12.12.2020 |
|
08.12.2020 |
|
06.12.2020 |
Во славу застоя, так называемого
|
05.12.2020 |
В начале ХХ века были неоклассицисты! (В порядке самообразования)
|
04.12.2020 |
Про забытого Бориса Григорьева
|
03.12.2020 |
|
02.12.2020 |
|
01.12.2020 |
Возражения коллеге «Ника и музеи» из Яндекс-зена
|
29.11.2020 |
Картина Крамского «Русалки», мистика и оболванивание россиян
|
28.11.2020 |
Если б директором Третьяковской галереи был я…
|
27.11.2020 |
|
26.11.2020 |
|
24.11.2020 |
В науке об искусстве легко не заметить собственную глупость
|
23.11.2020 |
Столько разговоров, что я запомню фамилию Дугаржапова Я полез в бутылку и оттого весь сыр бор… Мне, видите ли (кто я такой?), не понравился термин “новый импрессионизм” по отношению к художникам, воспевающим безоглядную радость жизни. Мало того, я предложил такие произведения не ценить высоко. Хуже того – перевоспитать себя, если они непроизвольно нравятся. То есть из просто зрителя стать миниискусствоведом. – Поднялся шквал возражений (и лайков Дугаржапову, наверно, и роста числа подписчиков, моих единомышленников, можно думать, то есть не ценящих Дугаржапова высоко). Два из них отослали меня к минимализму самого Дугаржапова и к, кажется, минимализму Петра Безрукова. Первое – как поддержка Дугаржапова, второе – в порядке критики его. Посмотрим сперва на репродукции поддержки. Дугаржапов. Вечерняя тишина. Дугаржапов. Ночная Сена #. Дугаржапов. Коровинский спуск. Натуроподобие радостных пейзажей имеет инерцию и тут – в названиях. И сыграло, боюсь, злую шутку. Поясню. Что этим минимализмом Дугаржапов выражает ожидаемое от минимализма бегство от плохой-преплохой действительности в малочувствие, в какой-то пробуддизм, как-то не веришь при параллельной такой безоблачной радости, как в “импрессионистских” его картинах. Почему? Потому что идеал – штука инерционная. Нельзя прыгать от выражения малочувствия к ребячей радости от всего и обратно (как это предполагаешь из-за принципиального, наверно, отсутствия у художника дат). Нельзя, если предполагать автора человеком глубоким. Но можно, если он не глубок. Если он держит нос по ветру, чует, что будет продаваться. При запросе в поисковике слова “минимализм” первым в списке значится сайт “Минимализм как стиль жизни”. В его описании значится: “Минимализм в интерьере квартиры и дома, одежде и в жизни”. Третий сайт называется “Искусство быть простым: минимализм как стиль жизни”. Шестой – “Минимализм как стиль жизни: легко прощаемся с лишними вещами в доме”. И так далее. При запросе: “Дугаржапов Коровинский спуск”, - на первом же сайте можно увидеть такое: Ну действительно красиво. Но. Он тут дизайнер, а не художник. А самоценности цвета, - чего можно ждать из-за мысли, что радость жизни, как внеисторическое качество, проникает абсолютно в любое историческое искусство – в прикладное (о знаемом) и в неприкладное (о незнаемом, о результате подсознательного идеала), - у минималистского Дугаржапова как раз и мало. Даже в иконах – она есть: золотое небо (в средневековье не было изображаемо голубое небо). Или вот – прелесть багряного цвета. “Чудо Георгия о змие” (конец XIV в.). Или вот минималист – Хосе Бассо. Бассо. Кейко Мацуи - Когда я закрываю глаза. Кэйко Мацуи – японская пианистка и композитор, исполняющая музыку в стиле нью-эйдж (Нью-эйдж {англ. new age, дословно “новая эра”} — жанр музыки с расслабляющим и лёгким звучанием или, наоборот, с поднимающими настроение мелодиями). У красок Бассо такая красота и сила, что я сомневаюсь, что и тут выражен пробуддизм. Но ЧТО-ТО, словами невыразимое, тут, кажется, выражено, а не просто красяво. Может, гимн Эре Потребления и Удовольствий? И никакое не бегство из плохой-преплохой действительности в малочувствие. Тогда это не может быть подсознательным идеалом. Потому что все подсознательные взаимопревращаются друг в друга, исторически изменяясь по кругу через полюса (коллективизм и индивидуализм) в одном и том же порядке (за редким исключением). Потому что взаимопревращения происходят обязательно от разочарования в предыдущем, связанном с действительностью. И в тот замкнутый круг не втиснуться чему-то из уже бывших в истории типов идеалов: Личной пользы (низкое, например, Раннее Возрождение), Гармонии низкого и высокого (например, Высокое Возрождение), Трагического героизма (терпящего поражение высокого, например, Позднее Возрождение), Соединения несоединимого (низкого и высокого, например, Барокко). Ну и два инерционных вылета вон из круга на полюсах: идеал Сверхбудущего, благого для всех (например, Маньеризм) и идеал иномрия (например, в веках повторяющееся ницшеанство индивидуума, активное {у сверхчеловека} или пассивное {у пробуддиcта}). Радости от ницшеанства – с принципиально недостижимым идеалом – только в умении дать его образ. Пробуддизм – наиболее вероятный тип идеала у Бассо. Но очень уж много радости у него. Тут идеал осознаваем. Осознаваемые, все, вне круга тех, которые рождаются подсознательными. Всё это выглядит каким-то чревовещанием и предложением поверить на слово. Но на самом деле за моими словами практика десятилетий подтверждения этой схемы. Практика, которую любой любопытный может проверить, ибо всё – опубликовано в интернете. Причём ориентируюсь я не на стили (материальное, КАК), а на идеостили (ЗАЧЕМ ТАК). И тогда одним и тем же идеостилем, например, выражающим победу размашистого человека, для меня являются, казалось бы, противоположные по стилю вещи: мол-импрессионизм и мол-реализм. Безруков. По-моему, это Коктебель.Энгр. Портрет Луи Франсуа Бертена. 1832. Фрагмент. Безруков мне был выдвинут как хороший импрессионист против плохого импрессиониста Дугаржапова. Безруков. По-моему, это хутор в степи.Безруков. Наверно, там же, где степь и Коктебель.Безруков. По-моему, Ялта.Является ли для меня победа размашистого человека подсознательным идеалом? А без “да” я не смогу назвать Безрукова (да и Энгра!) создающим художественные произведения. Они станут для меня создателями всего лишь эстетически ценных произведений. Нет. Это идеал осознаваемый. То есть и Энгр, и Безруков – творцы произведений прикладного искусства, приложенного – здесь – к задаче усиления переживания победителя в жизни. А Дугаржапов, по-моему, в “импрессионистском” стиле – художник внеисторического воспевания радости жизни, возможно тоже заданной сознанием, а в “минималистском” стиле – прикладник, чем-то близкий к сочинителям колыбельных песен.
Прошу извинения у тех, кого я обидел, не сказав об их любимцах слов наивысшего одобрения. 20 октября 2020 г.
|
22.11.2020 |
|
<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"