Rambler's Top100
Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Книжная лавка | Голосование | Топ-лист | Регистрация | Дискуссия
Лучшие молодые
ученые России

Авторские научные обозрения в "Русском переплете"
"Физические явления на небесах" | "Неизбежность странного микромира" | "Биология и жизнь" | "Terra & Comp" | Научно-популярное ревю | Теорфизика для малышей
Семинары - Конференции - Симпозиумы - Конкурсы
НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЕ РЕВЮ
Обозрение Сергея Попова

НАУКА

Новости

Научный форум

Научно-популярный журнал Урания в русском переплете

Космические новости

Энциклопедия космонавтика

Энциклопедия "Естествознание"

Журнальный зал

Физматлит

News of Russian Science and Technology

Научные семинары

Почему молчит Вселенная?

Парниковая катастрофа

Кто перым провел клонирование?

Хронология и парахронология

История и астрономия

Альмагест

Наука и культура

 Журналы в сети:

Nature

Успехи физических наук

New Scientist

ScienceDaily

Discovery

ОБРАЗОВАНИЕ

Открытое письмо министру образования

Антиреформа

Соросовский образовательный журнал

Биология

Науки о Земле

Математика и Механика

Технология

Физика

Химия

Русская литература

Научная лаборатория школьников

КОНКУРСЫ

Лучшие молодые
ученые России

Для молодых биологов

БИБЛИОТЕКИ

Библиотека Хроноса

Научпоп

РАДИО

Читают и поют авторы РП

ОТДЫХ

Музеи

Игры

Песни русского застолья

Народное

Смешное

О НАС

Редколлегия

Авторам

О журнале

Как читать журнал

Пишут о нас

Тираж

РЕСУРСЫ

Поиск

Проекты

Посещаемость

Журналы

Русские писатели и поэты

Избранное

Библиотеки

Фотоархив

ИНТЕРНЕТ

Топ-лист "Русского переплета"

Баннерная сеть

Наши баннеры

НОВОСТИ

Все

Новости русской культуры

Новости науки

Космические новости

Афиша

The best of Russian Science and Technology



"Русский переплет" зарегистрирован как СМИ. Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. #77-4362 от
5 февраля 2001 года. При полном или частичном использовании
материалов ссылка на www.pereplet.ru обязательна.

Тип запроса: "И" "Или"

26.10.2001
16:12

"Порядок из хаоса"

    И. Пригожин, И. Стенгерс М. УРСС, 2000 (2-е изд.) Серия книг выдающегося бельгийского ученого (родившегося в России в 1917 г.), лауреата Нобелевской премии (1977), Ильи . . .

22.10.2001
15:32

Для астрономов с головой и руками

    (Сделай сам. Космос, Эгмонт Россия) Астрономия - экспериментальная наука. Поэтому и постигать ее надо используя не только голову, но и руки. В этом может помочь . . .

17.10.2001
16:17

АСТРОНОМИЯ И КОСМОС. Энциклопедия.

    Л. Майлс и А. Смит. М. РОСМЭН 2000 В 2000 году издательство РОСМЭН выпустило в свет очередную иллюстрированную популярную энциклопедию по астрономии. Поскольку сейчас . . .

15.10.2001
12:59

Новая книга по астрономии как зеркало нашей современной научно-популярной литературы

    (Библиотека школьника: астрономия. Минск, Хаврест, 1998) Научно-популярная литература (мы будем говорить в основном о физике и астрономии, т.к. в других областях . . .

15.10.2001
12:56

Энциклопедия окружающего мира. Звезды и Планеты.

    Белый город. 1998. Когда я был маленьким, я тоже читал научно-популярные книжки. Только тогда книжки были не такими красивыми. И все великолепие звездного мира . . .

12.10.2001
17:58

Наша Астрономия

    История астрономии в России и СССР. под. ред. В.В. Соболева. М. Янус-К 1999. Конец века и тысячелетия - время подведения итогов в самых разных областях человеческой . . .

12.10.2001
17:57

Физика и астрономия

    8 КЛАСС (рабочая тетрадь) В.Касьянов, В. Дмитриева НПО ШКОЛА, Москва, 1997 Рабочие тетради все чаще и чаще используются в процессе преподавания (и, соответственно, . . .

10.10.2001
19:03

Как взрослые дяди рефераты пишут

    ("Царица неба", А. Томилин, М. Современник, (1974, с добавлениями и изменениями 1998).) Доколе ...?!? Чертовски хочется написать положительную рецензию. Однако, приходится . . .

10.10.2001
19:01

Вся школьная физика в одной книге

    ФИЗИКА, Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы. (Ю.И. Дик, В.А. Ильин и др.) Москва, "Дрофа", 1998 Предлагаемая вашему вниманию книга, является одним из . . .

07.10.2001
15:27

Астрономическая МИФтерия.

    Астрономия: легенды и предания. Э.К. Крапп. М. ФАИР-Пресс. 1999/ пер. с англ. К. Савельева. Переводить книги стоит, в первую очередь, если появление подобного издания на . . .

07.10.2001
15:25

Средневековые пособия или тень тени

    ("Физика 9 и 11: экзаменационные вопросы и ответы"; автор-составитель Л.В. Гришина, АСТ-ПРЕСС, Москва, 1999) Среди современной учебной литературы есть пособия самых . . .

05.10.2001
20:26

Жемчужина естествознания

    (Обзор учебников по астрономии) Школьные предметы часто явно или неявно делят на "предметы первой необходимости", "второй необходимости" и т.д. Астрономия чаще . . .

05.10.2001
15:11

Задачи без ответов

    Сборник задач по астрономии. Г.П. Субботин. М. "Аквариум". 1997. Сборники задач по астрономии не являются чрезвычайной редкостью, с другой стороны и особого изобилия . . .

05.10.2001
15:10

Числом поболее, ценою подешевле

    (Рабочая тетрадь по астрономии для 11 класса. Л.В. Жуков, И.И. Соколова. СПб МиМ 1998) Мы живем в непростое время. Почти всем приходится, даже покупая самое необходимое, . . .

03.10.2001
17:24

Астрономия с Патриком Муром.

    Гранд, ФАИР-ПРЕСС. 1999 Т.к. сейчас появление новых хороших отечественных научно-популярных книг связано с большими проблемами, то естественно стремление . . .

24.09.2001
18:11

Астрономия во всей красе

    АСТРОНОМИЯ. 10-11 КЛАСС (рабочая тетрадь); Е.П. ЛЕВИТАН; НПО ШКОЛА -- Издательство "Открытый Мир", Москва, 1997 Несмотря на значительные проблемы с астрономическим . . .

17.09.2001
13:23

Гуманитарен ли учебник для гуманитариев?

    Б.М. Яворский, С.А. Тихомирова

    Учебник по физике для 10 класса


    Москва, Школа-Пресс, 1997

    Написать отзыв об учебнике гораздо сложнее, чем просто отзыв о книге. Для того чтобы отзыв на учебник был полностью осмысленным, следует год-два поработать с ним. Тем более, если речь идет о специальном учебнике по естественно-научной дисциплине для гуманитарных классов. Поэтому здесь мы представляем только первое впечатление от знакомства с новым учебником по физике для 10 гуманитарных классов Б.М. Яворского и С.А. Тихомировой.

    Встречают все-таки по одежке. Когда к вам в руки впервые попадает эта книга, то первое впечатление самое благожелательное: учебник хорошо издан. Авторы с умом подошли к оформлению материала: практически все от распределения текста на странице до размера символов в формулах производит хорошее впечатление. Школьнику и учителю будет удобно и приятно работать со столь удачно оформленной книгой. В приложение к учебнику также выпущена рабочая тетрадь, что также является разумным приемом (в самом учебнике нет заданий для лабораторных работ, все практические задания вынесены в рабочую тетрадь). В конце каждой главы, как и в самом основном тексте, выделяется главное, что облегчает работу ученика. Удачно используются врезки на полях, содержащие дополнительный материал.

    Однако, будьте осторожны! Надпись "для гуманитарных классов" создает лишь иллюзию. Давайте попробуем представить потенциального читателя учебника (немного идеализируя его). Это 15-16-летний школьник, который учится в гуманитарном классе, а значит фактически сделавший осознанный выбор, что предметы естественно-научного цикла не являются для него самыми основными (а иногда этот выбор обусловлен или полным отсутствием такого интереса, или отсутствием способностей). Этому школьники в будущем не придется сдавать физику в ВУЗ, и почти наверняка не придется сдавать ее и в школе. Кроме того, на физику в таких классах отводится всего 2 часа в неделю, а дома такой ученик вряд ли с большим усердием будет читать даже столь удобно скомпонованный учебник по физике.

    Тем не менее, что же мы видим? В учебнике почти 300 страниц. Это больше, чем в "стандартных" учебниках (хотя отчасти это связано с форматом страниц и формул). На его страницах авторами приведено 95 (!) только пронумерованных формул (полное их число больше 200). Для сравнения, в "стандартном" учебнике Мякишева и Буховцева 134 пронумерованные формулы. Никто не спорит, излагать физику без формул нельзя, но в данном случае это кажется чрезмерным (в качестве примера можно привести книгу Стивена Хоукинга "От Большого взрыва до черных дыр: Краткая история времени", редактор которой потребовал от автора написать ее вообще без формул, и Стивен Хоукинг смог обойтись одной: E=mc^2). Таким образом, создается впечатление, что авторы и не задумывались над вопросом: все ли стандартные темы нужны ученику гуманитарного класса, который по окончании школы должен (если это действительно гуманитарий, а не просто человек, плохо написавший тест по математике и переведенный не в физико-математический а в "гуманитарный" класс) знать два живых иностранных языка, латынь и хорошо бы греческий (пусть даже новогреческий в качестве второго иностранного), что, естественно, требует много времени и большой самоотдачи.

    Кроме того, учебник построен по совершенно стандартной схеме. Из него не исключены даже такие вопросы как, например, энергия конденсатора и каппиоярные явления. В отсутствии хорошего стандарта по физике это не показалось бы странным в ученике для общеобразовательных классов, но вряд ли стоит включать сложные, да еще и не имеющие большого фундаментального значения темы в учебник для гуманитарных классов. Вообще, при постановке подобной задачи следует начинать именно с создания новой концепции: новой программы и новых подходов. Примером этого (по всей видимости не идеально реализованным, но концептуально правильным) может служить программа Н.К. Гладышевой и И.И. Нурминского.

    Пожалуй, единственными новыми удачными моментами является включение параграфов, посвященных развитию представлений о том или ином предмете (учение об электрическом поле, электронная теория), они действительно удачны и уместны (возможно этот прием следует взять на вооружение и другим авторам); и приложения, посвященные симметрии, где действительно гуманитарный материал использован удачно.

    Отметим еще один очень существенный, с нашей точки зрения, недостаток, особенно в книге для гуманитариев. Это использование классических произведений для иллюстрации физических явлений, или постановки вопроса. Как нам кажется, это существенно некультурный подход к искусству. Конечно, можно загораживать дырку на стене картиной, но использоавть для этого полотно Ван Гога просто варварство. Можно пойти и дальше. Скажем в учебник по ботанике включить вопрос:

    "Потом жарким я обливаюсь.
    Дрожью тело все охвачено.
    Зеленее становлюсь травы.
    В ушах же звон непрерывный."

    Почему трава, о которой пишет Сафо, зеленая?

    Дело не в том, что хуже Аполлон Бельведерский или печной горшок, а в том, что к Аполлону просто нельзя относиться также как к горшку. Однако, это замечание относится в основном лишь к одному из приложений.

    Таким образом, резюмируя, можно сказать, что мы получили еще один хороший учебник по физике, построенный по стандартной схеме с привычным набором тем, параграфов и т.п. Уровень изложения позволяет подготовиться в экзамену по физике в средний технический ВУЗ. Учебник приятно взять в руки. Однако, вряд ли эта книга может претендовать на место удачного учебного пособия для гуманитарных классов (гуманитарных по сути, а не по названию, как, к сожалению, часто бывает).


    Газета "1-е Сентября" , 19 Мая 1998

14.09.2001
19:28

Нужно называть кошку кошкой

    С.В. Громов. Учебник по физике для 9 класса. М.: Просвещение, 1997. С одной стороны обилие различных учебников, представляющих альтернативы друг другу, не может не . . .

14.09.2001
19:25

Интересный разговор о физике

    Физика. Я познаю мир. Детская энциклопедия. М. АСТ, 1998 Сост. А.А. Леонович. Общ. ред. О.Г. Хинн. Нужно сразу признаться, что в детстве я очень любил такие книги. Тогда . . .

12.09.2001
19:14

Волшебное таинственное путешествие

    "Roll up for the mystery tour The magical mystery tour Is hoping to take you away Hoping to take you away" ("The Beatles") "Путешествие по вселенной" - хорошая книга. На этом рецензию можно было бы и закончить. Однако . . .

1|2

ЛИТЕРАТУРА

Новости русской культуры

К читателю

Содержание

Публицистика

"Курск"

Кавказ

Балканы

Проза

Поэзия

Драматургия

Искания и размышления

Критика

Сомнения и споры

Новые книги

У нас в гостях

Издательство

Книжная лавка

Журнальный зал

ОБОЗРЕНИЯ

"Классики и современники"

"Слово о..."

"Тайная история творений"

"Книга писем"

"Кошачий ящик"

"Золотые прииски"

"Сердитые стрелы"

КУЛЬТУРА

Афиша

Новые передвжиники

Фотогалерея

Музыка

"Неизвестные" музеи

Риторика

Русские храмы и монастыри

Видеоархив

ФИЛОСОФИЯ

Современная русская мысль

Искания и размышления

ИСТОРИЯ

ХРОНОС

История России

История в МГУ

Слово о полку Игореве

Хронология и парахронология

Астрономия и Хронология

Альмагест

Запечатленная Россия

Сталиниана

ФОРУМЫ

Дискуссионный клуб

Научный форум

Форум "Русская идея"

Форум "Курск"

Исторический форум

Детский форум

КЛУБЫ

Пятничные вечера

Клуб любителей творчества Достоевского

Клуб любителей творчества Гайто Газданова

Энциклопедия Андрея Платонова

Мастерская перевода

КОНКУРСЫ

За вклад в русскую культуру публикациями в Интернете

Литературный конкурс

Читательский конкурс

Илья-Премия

ДЕТЯМ

Электронные пампасы

Фантастика

Форум

АРХИВ

2001

2000

1999

Фотоархив

Все фотоматериалы

Помощь корреспонденту Добавить новость
НАУКА В "РУССКОМ ПЕРЕПЛЕТЕ"

Если Вы хотите стать нашим корреспондентом напишите lipunov@sai.msu.ru

 

© 1999, 2000 "Русский переплет"
Дизайн - Алексей Комаров

Rambler's Top100