Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Голосование | Топ-лист | Дискуссия Rambler's Top100

TopList Яндекс цитирования

НОВОСТИ
"РУССКОГО ПЕРЕПЛЕТА"

ЛИТЕРАТУРА

Новости русской культуры

Афиша

К читателю

Содержание

Публицистика

"Курск"

Кавказ

Балканы

Проза

Поэзия

Драматургия

Искания и размышления

Критика

Сомнения и споры

Новые книги

У нас в гостях

Издательство

Книжная лавка

Журнальный зал

ОБОЗРЕНИЯ

"Классики и современники"

"Слово о..."

"Тайная история творений"

"Книга писем"

"Кошачий ящик"

"Золотые прииски"

"Сердитые стрелы"

КУЛЬТУРА

Афиша

Новые передвжиники

Фотогалерея

Музыка

"Неизвестные" музеи

Риторика

Русские храмы и монастыри

Видеоархив

ФИЛОСОФИЯ

Современная русская мысль

Искания и размышления

ИСТОРИЯ

История России

История в МГУ

Слово о полку Игореве

Хронология и парахронология

Астрономия и Хронология

Альмагест

Запечатленная Россия

Сталиниана

ФОРУМЫ

Дискуссионный клуб

Научный форум

Форум "Русская идея"

Форум "Курск"

Исторический форум

Детский форум

КЛУБЫ

Пятничные вечера

Клуб любителей творчества Достоевского

Клуб любителей творчества Гайто Газданова

Энциклопедия Андрея Платонова

Мастерская перевода

КОНКУРСЫ

За вклад в русскую культуру публикациями в Интернете

Литературный конкурс

Читательский конкурс

Илья-Премия

ДЕТЯМ

Электронные пампасы

Фантастика

Форум

АРХИВ

Текущий

2003

2002

2001

2000

1999

Фотоархив

Все фотоматериалы


Новости
"Русский переплет" зарегистрирован как СМИ. Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. #77-4362 от
5 февраля 2001 года. При полном или частичном использовании
материалов ссылка на www.pereplet.ru обязательна.

Тип запроса: "И" "Или"

16.06.2002
18:30

Нью-Йорку возвращен флаг США, побывавший в космосе

16.06.2002
18:28

Космический календарь. 16 июня

16.06.2002
18:27

Космический календарь. 15 июня

16.06.2002
14:35

Умер Михаил Висенс Михаил Висенс

16.06.2002
11:41

Игорь Аверьян - человек в пути

16.06.2002
11:38

Россия должна вернуться в Арктику и Антарктику

    Прошедшие недавно в Государственной Думе парламентские слушания об основах государственной политики Российской Федерации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также встреча Председателя Государственной Думы Геннадия Селезнева и заместителя Председателя Государственной Думы Артура Чилингарова с известными полярниками свидетельствует о намерении России повернуться лицом к своей северной кладовой. О чем же говорили участники слушаний - парламентарии, ученые, полярники?

    На "ледовой шапке планеты"

    Изучением Арктики в России начали заниматься давно, еще со времен Семена Дежнева, а возможно и ранее. До революции были известные высокоширотные экспедиции Русанова, Седова, Брусилова. Советский Союз начал заниматься Арктикой во второй половине тридцатых годов, после успешного завершения в 1932 году плавания ледокольного парохода "Александр Сибиряков" по Северному Морскому пути. По итогам плавания постановлением правительства была учреждена специальная организация "Главсевморпуть", перед которой правительство сформулировало следующую задачу: "Проложить окончательно Северный морской путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать, держать в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания по нему..."

    Во второй половине тридцатых годов советские ученые, полярники, моряки, летчики, ориентируясь на опыт высокоширотных работ и технические возможности авиации, разрабатывали методику оперативного изучения центральной части Арктического бассейна. В феврале 1936 года О.Шмидт был вызван в Кремль на заседание Политбюро, где к нему обратились за консультацией по поводу просьбы экипажа Чкалова разрешить им дальний перелет через Северный полюс в США на самолете АНТ-25. О.Шмидт рассказал, что в Главсевморпути готовятся организовать на Северном полюсе дрейфующую станцию. Она могла бы помочь перелету, давая сводки погоды, а в крайнем случае, служила бы точкой, где есть люди.

    22 марта 1937 года из Москвы стартовала первая советская высокоширотная воздушная экспедиция, основной задачей которой была высадка на дрейфующей в районе Северного полюса научной станции. Тяжёлый самолёт ТБ-3, управляемый известным полярным лётчиком Героем Советского Союза М.В. Водопьяновым, совершил посадку на дрейфующий лёд.

    Первая советская дрейфующая станция "Северный Полюс-1" работала в течение 9 месяцев. За этот период она прошла около 2500 км от полюса в южную часть Гренландского моря. Здесь, 19 февраля 1938 года, она закончила работу и была снята на ледокольные суда.

    Полярники: ученые и герои

    На встрече с полярниками в связи с 65-летием дрейфующей научно-исследовательской станции "Северный Полюс - 1" Председатель Госдумы Геннадий Селезнев отметил, "что на дрейфующих станциях Северного Ледовитого океана работала плеяда выдающихся ученых, полярных исследователей, чьи имена вошли в историю географических открытий ХХ века. И среди них - легендарная четверка: И.Д. Папанин, П.П. Ширшов, Е.К.Федоров и Э.К.Кренкель, которая выполнила обширный комплекс научных исследований. Дрейф СП-1 положил начало планомерному изучению природы наиболее труднодоступной части северной полярной области Земли. "Необходимо продолжать начатую ими и другими полярниками работу. "Арктика и Антарктика еще не растаяли, - сказал Г.Селезнев, - и Россия должна вернуться в Арктику и Антарктиду. Нам нужно восстановить прежние приоритеты и поддерживать их".

    Заместитель Председателя Госдумы, известный полярник Артур Чилингаров отметил, что данная встреча станет вехой в решении правовых вопросов, связанных с исследованием и освоением территорий Крайнего Севера, где расположены основные природные богатства страны. Присутствующие на встрече полярники являются достойными учениками и продолжателями дел легендарных полярных исследователей, работавших на дрейфующей станции "Северный Полюс-!". Исследователи И.Д. Папанин, П.П. Ширшов, Е.К. Федоров и Э.Т. Кренкель за девять месяцев напряженного героического труда выполнили обширный комплекс метеорологических, гидрологических, гидробиологических, астрономических и геофизических исследований, которые совершенно по-новому позволили взглянуть на природу Северного Ледовитого океана, на характер природных процессов в Центральной Арктике. Опыт работы СП-1 доказал, что, несмотря на суровый климат и риск, с которым связана длительная жизнь человека на дрейфующих морских льдах, Центральную Арктику можно исследовать используя для этого научные лагери на дрейфующих ледяных полях и возможности авиации, как основного транспортного средства при изучении ледовых, гидрологических и ряда других природных процессов в труднодоступных для других видов транспорта районах Арктического бассейна.

    Экспедиция Главсевморпути, осуществившая доставку и высадку дрейфующей станции "Северный Полюс", получила название Высокоширотной воздушной экспедиции "СЕВЕР".

    Тем не менее, стало очевидным, что только одна дрейфующая станция, ведущая наблюдения в ограниченном районе по пути вынужденного дрейфа, не может в короткий срок обследовать огромную площадь Центральной Арктики. Был разработан метод организации исследований, отличающийся от первого тем, что научные группы высаживаются на лёд на короткий период от нескольких часов до 3-5 дней, выполняют научные наблюдения по определенной программе и по окончании работ самолётами перебрасываются в другую точку. Этот метод давал возможность сравнительно быстро провести обследование океана на большой акватории в намеченных точках.

    В марте 1941 года экспедицией на четырёхмоторном самолёте "СССР Н-169", были совершены три посадки на дрейфующий лёд в районе "Полюса относительной недоступности", где были выполнены метеорологические, геофизические и океанологические наблюдения.

    Организация первой дрейфующей станции "Северный Полюс" и проведение первой научной Высокоширотной воздушной экспедиции на самолёте "СССР Н-169" положили начало широким научным исследованиям Центральной Арктики. Однако вторая мировая война прервала на длительное время успешно начатые работы. Они были возобновлены только в 1948 году в значительно больших масштабах, чем раньше.

    Существенным недостатком экспедиций являлось то, что исследования в каждой точке носили кратковременный характер и выполнялись всегда лишь в течение непродолжительного периода: апрель-май. Выявилась необходимость полного годового цикла наблюдений гидрометеорологического и ледового режима, свойственных этому району геофизических явлений. В то же время ощущалась острая нужда в регулярном получении с огромной акватории метеорологических сводок, необходимых для уточнения прогнозов погоды и прогнозов ледовых условий на трассе Северного морского пути. Назрела необходимость проведения в Центральной Арктике круглогодичных наблюдений. С этой целью в апреле 1950 г. по решению советского правительства на дрейфующих льдах Северного Ледовитого океана, была организована дрейфующая научно-исследовательская станция "Северный Полюс-2". Личный состав станции в количестве 16 человек под руководством М.М. Сомова был высажен в малоисследованном районе океана, к северо-востоку от о. Врангеля. Место для станции было выбрано из-за весьма малой изученности этого района. Через год станция была снята со льда, за это время она продвинулась на 640 км в северном направлении, пройдя более 2500 км по весьма извилистому пути своего дрейфа.

    Пора возвращаться на Север...

    После предварительного изучения дрейфа льдов в океане, а также обобщения опыта станций "СП-1" и "СП-2" и высокоширотных воздушных экспедиций 1948, 1949 и 1950 гг., было решено организовать на дрейфующих льдах Арктики постоянно действующие научно-исследовательские станции. В соответствии с этим решением в 1954 году были возобновлены после трёхлетнего перерыва работы по исследованию Арктического бассейна. Начиная с апреля 1954 года по июль 1991г., на льдах Центральной Арктики непрерывно работали очередная Высокоширотная воздушная экспедиция "Север" и две, а иногда и три дрейфующие станции.

    Дрейфующие станции вели регулярные наблюдения явлений природы в различных частях Центральной Арктики. В течение 37 лет дрейфующие станции (СП-3 - СП-31) одновременно выполняли по единой методике широкий комплекс исследований в области: метеорологии, актинометрии, аэрологии, океанологии, астрономии, магнитологии, геологии, изучения ионосферы. Координацию и значительную часть обеспечения этих исследований осуществлял Арктический и антарктический научно-исследовательский институт. Работа научно-исследовательских дрейфующих станций успешно продолжалась до 25 июля 1991 года, когда последняя станция СП-31 была закрыта.

    "Почти во всех книгах и научных трудах зарубежных авторов, посвященных освоению Арктики, встречаются ссылки на исследования наших ученых-полярников", - сказал А.Чилингаров. Он выразил уверенность, что отмечаемый "3-й Полярный год" позволит активизировать деятельность, связанную с изучением Арктики и Антарктики.



    Обозрение "Думская панорама"

Выскажите свое мнение на:

15.06.2002
18:09

Очередной вечер "Русского переплета" состоится 21 июня 2002 года

15.06.2002
13:26

Российское Космическоe Общество

15.06.2002
13:14

30 тысяч хакерских атак

15.06.2002
10:11

На дорогу не бросать!

15.06.2002
00:58

Intel: корректировка планов по использованию оперативной памяти различных типов

14.06.2002
20:37

Умер Евгений Носов

14.06.2002
20:11

N12 журнала "Подъем"

14.06.2002
17:25

"Утопия, или Казнь через повешение - заметка о романе генерала Петра Краснова "За чертополохом"" - новое в обозрении "Кошачий ящик" Василия Пригодича

14.06.2002
13:01

"Игра или литература" - новое в обозрении "Золотые прииски" Юлия Андреева

14.06.2002
10:49

Чанг-Диас и Перри в третий раз вышли в открытый космос

14.06.2002
10:48

Награда американскому законодателю

14.06.2002
10:48

В ближайшие 6 лет будут изготовлены 35 топливных баков для "шаттлов"

14.06.2002
09:45

Владимир Варава о книге "Грани русской цивилизации"

14.06.2002
09:16

Станет ли бюджет законом?

<< 2631|2632|2633|2634|2635|2636|2637|2638|2639|2640 >>

НАУКА

Новости

Научный форум

Почему молчит Вселенная?

Парниковая катастрофа

Хронология и парахронология

История и астрономия

Альмагест

Наука и культура

2000-2002
Научно-популярный журнал Урания в русском переплете
(1999-200)

Космические новости

Энциклопедия космонавтика

Энциклопедия "Естествознание"

Журнальный зал

Физматлит

News of Russian Science and Technology

Научные семинары

НАУЧНЫЕ ОБОЗРЕНИЯ

"Физические явления на небесах"

"TERRA & Comp"

"Неизбежность странного микромира"

"Биология и жизнь"

ОБРАЗОВАНИЕ

Открытое письмо министру образования

Антиреформа

Соросовский образовательный журнал

Биология

Науки о Земле

Математика и Механика

Технология

Физика

Химия

Русская литература

Научная лаборатория школьников

КОНКУРСЫ

Лучшие молодые
ученые России

Для молодых биологов

БИБЛИОТЕКИ

Библиотека Хроноса

Научпоп

РАДИО

Читают и поют авторы РП

ОТДЫХ

Музеи

Игры

Песни русского застолья

Народное

Смешное

О НАС

Редколлегия

Авторам

О журнале

Как читать журнал

Пишут о нас

Тираж

РЕСУРСЫ

Поиск

Проекты

Посещаемость

Журналы

Русские писатели и поэты

Избранное

Библиотеки

Фотоархив

ИНТЕРНЕТ

Топ-лист "Русского переплета"

Баннерная сеть

Наши баннеры

НОВОСТИ

Все

Новости русской культуры

Новости науки

Космические новости

Афиша

The best of Russian Science and Technology

 

 


Если Вы хотите стать нашим корреспондентом напишите lipunov@sai.msu.ru

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Ссылки | Статистика | Дискуссия

Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

© 1999, 2000 "Русский переплет"
Дизайн - Алексей Комаров

Русский Переплет
Rambler's Top100 TopList