Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Голосование | Топ-лист | Дискуссия Rambler's Top100

TopList Яндекс цитирования

НОВОСТИ
"РУССКОГО ПЕРЕПЛЕТА"

ЛИТЕРАТУРА

Новости русской культуры

Афиша

К читателю

Содержание

Публицистика

"Курск"

Кавказ

Балканы

Проза

Поэзия

Драматургия

Искания и размышления

Критика

Сомнения и споры

Новые книги

У нас в гостях

Издательство

Книжная лавка

Журнальный зал

ОБОЗРЕНИЯ

"Классики и современники"

"Слово о..."

"Тайная история творений"

"Книга писем"

"Кошачий ящик"

"Золотые прииски"

"Сердитые стрелы"

КУЛЬТУРА

Афиша

Новые передвжиники

Фотогалерея

Музыка

"Неизвестные" музеи

Риторика

Русские храмы и монастыри

Видеоархив

ФИЛОСОФИЯ

Современная русская мысль

Искания и размышления

ИСТОРИЯ

История России

История в МГУ

Слово о полку Игореве

Хронология и парахронология

Астрономия и Хронология

Альмагест

Запечатленная Россия

Сталиниана

ФОРУМЫ

Дискуссионный клуб

Научный форум

Форум "Русская идея"

Форум "Курск"

Исторический форум

Детский форум

КЛУБЫ

Пятничные вечера

Клуб любителей творчества Достоевского

Клуб любителей творчества Гайто Газданова

Энциклопедия Андрея Платонова

Мастерская перевода

КОНКУРСЫ

За вклад в русскую культуру публикациями в Интернете

Литературный конкурс

Читательский конкурс

Илья-Премия

ДЕТЯМ

Электронные пампасы

Фантастика

Форум

АРХИВ

Текущий

2003

2002

2001

2000

1999

Фотоархив

Все фотоматериалы


Новости
"Русский переплет" зарегистрирован как СМИ. Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. #77-4362 от
5 февраля 2001 года. При полном или частичном использовании
материалов ссылка на www.pereplet.ru обязательна.

Тип запроса: "И" "Или"

26.03.2002
10:21

Капитализация партийности. Украина - 2002.

26.03.2002
09:15

Всероссийский фестиваль казачьей традиции "Волжские игрища на Ильин день"

26.03.2002
00:30

Космический календарь. 26 марта

25.03.2002
23:36

Скоро появятся гипоаллергенные арахисовые орехи

25.03.2002
20:40

"Шенчжоу-3" стартовал

25.03.2002
18:40

25 марта - 286 лет со дня рождения русского художника Алексея Антропова (1716-1795)

25.03.2002
17:32

Умер "отец американской лунной кабины"

25.03.2002
17:30

По данным гонконгской газеты "Шенчжоу-3" может стартовать уже сегодня

25.03.2002
17:28

В центре Хруничева разрабатывают прибор для МКС

25.03.2002
17:26

Утверждены экипажи Пятой экспедиции на МКС

25.03.2002
14:24

О поэзии и прозе Ларисы Миллер

    (Выступления на презентации новой книги)

    В начале 2002 г. в московском издательстве "Аграф" в серии

    "Символы времени" вышла новая книга стихов и прозы Ларисы Миллер "МОТИВ. К

    СЕБЕ, ОТ СЕБЯ". 13 февраля в малом зале ЦДЛ состоялась презентация книги:

    вечер вел Андрей Василевский, Лариса Миллер читала стихи, музыкальный дуэт

    - Михаил Приходько и Галина Пухова - исполнил песни на стихи Ларисы Миллер.

    На презентации выступили Андрей Василевский, Александр Зорин, Лев Тимофеев

    и составитель книги Борис Альтшулер. Предлагаем Вашему вниманию

    отредактированные авторами выступления Льва Тимофеева и Бориса Альтшулера,

    а также написанное по случаю "непроизнесенное слово" Валентина Оскоцкого.

    Лев Тимофеев:

    Я собирался говорить о стихах; взяв эту книжку в руки, я сначала

    прочитал ее поэтическую часть. С прозой Ларисы я вообще до сих пор не был

    знаком, а поэзию ее давно знаю и люблю. И поэтому думал, что буду говорить

    о стихах, возьму на себя некогда присущую мне наглость вообще рассуждать о

    стихах и даже приготовил какие-то блоки, мысли. Я подумал, что буду

    говорить прежде всего о том, к кому обращена поэзия, буду говорить, что

    поэт думает, что обращается к Богу, а всегда обращается все-таки к людям.

    Но не просто к людям, не к любым людям, а к тому, у кого в душе есть свет

    Господен; и поэт обращается именно к этой части души человеческой, где этот

    свет сияет. И стихи Ларисы к этому нашему свету обращены. Так, я думал, я

    буду говорить. Это один блок. Второй блок, я подумал, что буду говорить о

    пластике стихов, потому что пластика паче смысла во многих случаях. Потому

    что это что-то совершенно удивительное - пластика стиха у Ларисы Миллер.

    Прежде всего этой пластикой она и завораживает. Завораживает, потом уже

    проявляется смысл и ты ощущаешь себя в этом море смысла. Да море, да, эта

    глубина, эта ровность. Здесь правильно говорили, я совершенно согласен, что

    Лариса поймала свою интонацию. Иногда эта интонация кажется своеобразной.

    Но знаете, это как ровная поверхность океана. У Шнитке есть концерт для

    хора, где очень ровно всё, там нету глубоких перепадов. Но это такая

    океаническая глубина смысла и миропонимания. Еще бы я стал говорить о том,

    что мир Ларисы Миллер, ее дом, там, где он кончается, где порог, где

    выходишь, автор выходит, и мы с автором выходим из дома, там сразу

    начинается мироздание и вечность. И даже пьющий Колян, и тараканы - они

    где-то в вечности живут. Об этом я хотел говорить, но не буду. Это я только

    блоки так наметил. Нет, на самом деле в этих блоках очень много

    интересного, в каждом из них. Не буду, потому что я открыл вторую половину

    книги, где проза, и понял, что Лариса всё это знает. Всё это знает и всё

    это сказала сама. Ну так чего же я буду теперь об этом толковать. Поэтому я

    решил, что я, завороженный этой пластикой, вот этим виноградным мясом

    стихов, что я просто возьму на себя наглость и смелость, читатель всегда

    эгоист, ему до автора дела нету. Пусть автор послушает свои стихи в

    исполнении читателя, в моем исполнении. Я себе это удовольствие сейчас

    доставлю:

    "Батуми, дикий виноград..." (стр. 95)

    "Диаспора, рассеянье..." (стр. 68)

    "Поверь, возможны варианты..." (стр. 21)

    "Опять этот темп - злополучное "presto"

    И шалые души срываются с места,

    И мчатся, сшибаясь, во мгле и в пыли,

    Как будто бы что-то завидев вдали,

    Как будто вдали разрешенье, развязка,

    И вмиг прекратится безумная пляска.

    Неужто весь этот порыв и угар

    Всего лишь музыка - бемоль и бекар;

    Неужто наступит покой, передышка

    И ляжет на клавиши черная крышка?...

    Неужто два такта всего до конца?

    Семь нот в звукоряде. Семь дней у творца.

    И нечто такое творится с басами,

    Что воды гудят и земля с небесами.

    (Стр. 98)

    Вот гудят воды, гудят. И земля с небесами. Это стихи. Спасибо.

    Борис Альтшулер:

    Повторю то, что я уже несколько лет назад говорил в этом зале:

    строка Бориса Слуцкого "Что-то физики в почете, что-то лирики в загоне" в

    нашей семье справедлива зеркально: лирики в почете, а физики составляют им

    книжки, редактируют, взаимодействуют с издательствами. Хочу снова

    поблагодарить "Аграф" за прекрасно изданную книгу. И я официально заявляю,

    что каждому автору рекомендую иметь такого понимающего и вместе с тем

    жесткого редактора, как Алексей Васильевич Парин, главный редактор

    "Аграфа". И размещение картинок на форзацах в этой серии "Символы времени",

    это прекрасно. Здесь, как видите, "Рука Бога", скульптура Карла Миллеса из

    знаменитого Сада Миллеса в Стокгольме и рядом рука человека Юрия Норштейна.

    На другом форзаце две картины Елены Колат: "Святой" и "Венеция" - см. эссе

    "От аза до ижицы". Здесь в зале также присутствует Наташа Перова, издавшая

    в "Гласе" три книги Ларисы Миллер на русском и одну переводную - на

    английском языке. Также спасибо Алле Гладковой, "виновной" в издании в 1999

    г. сборника "Между облаком и ямой". "Мотив", в сущности, является

    продолжением этого сборника, хотя 2 или 3 стихотворения у них пересекаются.

    Я не буду говорить о поэзии Ларисы Миллер. Скажу только, что для

    меня, как читателя, восприятие стихов это что-то вроде "прямого усмотрения

    истины": это либо случается, либо нет, и объяснения здесь вряд ли способны

    помочь. Как говорил в свое время Юрий Ряшенцев: "Когда я слушаю стихи

    Ларисы Миллер, то возникает загадка. Где те средства, которыми она

    добивается успеха, успеха у меня - читателя?.. Я почти не знаю людей,

    которые писали бы стихи настолько загадочно."

    Что касается объединения в этой книге под одной обложкой

    фактически двух книг - стихов и прозы, к тому же прозы очень разножанровой,

    то здесь есть противоположные читательские мнения и эмоции - кому-то это

    мешает, а другим, наоборот, здорово и интересно. Хочу сказать, что мне, как

    составителю, было приятно услышать мнение Николая Александрова в

    "Книжечках" "Эха Москвы" 7 февраля, который сказал: "Самое любопытное, что

    книга, несмотря на фрагментарность, существует как целое, то есть

    представляет собой лирическое высказывание поначалу в стихах, а затем в

    прозе". Правда, мне хочется возразить на его слова о четвертой, условно

    говоря "публицистической", части прозы: "Последняя часть состоит из

    шутливых заметок о современности". Вы знаете, есть такая фраза "Когда жить

    невозможно, пиши юмор". Она принадлежит нашему другу поэту Марку

    Рихтерману, умершему 22 года назад от почечной недостаточности; 3 года он

    был на мучительном гемодиализе, написал за это время много стихов и роман.

    И вот возвращаясь к следующей главе романа после очередного сепсиса и

    клинической смерти, он и начал эту главу словами "Когда жить невозможно,

    пиши юмор". По-моему это ключ к пониманию "шутливых заметок" Ларисы Миллер.

    Достаточно прочитать концовку эссе "Homo Normalis" - о беженцах из Чечни,

    чтобы увидеть насколько неточна эта характеристика "шутливые заметки о

    современности".

    Вместе с тем в книге немало неподдельного юмора и оптимизма,

    особенно когда речь идет о современном литературном процессе. Например,

    "еретические заметки" "Такова спортивная жизнь" - о премиальном буме, этом

    "Большом спорте" современной литературы. Или вот отрывок из статьи "С

    пятого на десятое", написанной в 2000 году для журнала "Вопросы

    литературы":

    "Слушала сегодня по "Свободе" передачу о симпозиуме,

    состоявшемся этим летом в Японии и посвящённом литературному процессу в

    современной России. Опять прозвучали навязшие в зубах речи о конце

    литературы и культуры в целом. Ведущий программы Александр Генис говорил о

    надвигающемся конце бойко и с весёлым задором. Видимо, он уверен, что на

    его век литературы хватит, и ещё будет время порассуждать о её закате и

    даже обогатить её своими трудами. Удивительно, что неглупые люди не ленятся

    произносить очередную банальность про пресловутый конец чего угодно -

    света, театра, культуры, литературы: И как же им уютно в этих закатных

    лучах. Предчувствие конца их не только не угнетает, но даже бодрит. А кто

    представлял русскую литературу на японском симпозиуме? Сорокин - прозу,

    Пригов - поэзию. Это всё равно что судить о красоте тела по записям

    патологоанатома."

    И в заключение одно замечание общего порядка, касающееся, как

    мне кажется, всех. Вот этот изданный "Террой" в 1992 году том - книга

    Ларисы Миллер "Стихи и проза" - вышел тиражом 10 тысяч экземпляров и

    разошелся тогда по всей стране. (И Михаил Приходько тогда купил его у себя

    в Северодвинске, почему в конце концов они с Галиной Пуховой здесь и

    оказались). Почему так получилось? Потому что книга эта вышла еще весной

    1992 года, за месяц до того как под ударом реформ рухнула Союзкнига. И

    ничего взамен страна не получила, нет системы распространения, шаг в

    сторону от Москвы или Питера, и люди лишены всего, кроме, конечно,

    высокодоходного коммерческого литературного мусора. "Нас депортировали из

    самой читающей страны", - это название давней статьи Олега Хлебникова очень

    точно передает ужас ситуации. Я это говорю к тому, что общероссийскую

    систему распространения любой, а значит и некоммерческой, литературы по

    заказам необходимо срочно восстанавливать. И, как мы говорили на днях с

    Мариной Кудимовой, здесь присутствующей, надо восстанавливать и

    общенациональный межбиблиотечный абонемент. Спасибо.

    Валентин Оскоцкий:

    К сожалению, я не имел возможности сказать своё слово на

    презентации книги Ларисы Миллер. Поэтому излагаю своё непроизнесённое слово

    в эпистолярном жанре, пока оно ещё свежо в памяти. Скажу тезисно:

    1. Все стихи, составившие книгу, строго датированы, разведены

    хронологически по календарным разделам. Казалось бы, зачем? Ведь у Ларисы

    Миллер нет стихов к датам, нет и стихов-откликов на события. Но

    календарность нужна как хронология настроений и переживаний, из которых

    складывается история души, познающей и осознающей себя во времени. В этом

    отношении зафиксированные даты - опорные вехи внутренней, духовной жизни.

    2. Для меня всегда важно найти, угадать у поэта ту ключевую строку или

    строфу, которые становятся как бы моей призмой восприятия его личности,

    понимания его творческой индивидуальности. Допускаю, что мой поиск ключа

    субъективен: то, что мне кажется ключевым, для другого читателя, а тем

    более для самого поэта ключ вовсе не это, а совсем другое. Но и при

    подобной скидке на свою читательскую субъективность, я не сразу сумел найти

    в книге Ларисы Миллер - в открывающих её стихах самых последних лет -

    строки, которые воспринялись бы как ключевые. И причина не во мне,

    читателе, а в авторе книги, в поэте. Выразительная индивидуальность Ларисы

    Миллер - в многослойности поэтического слова, в многогаммности мотивов, в

    множественности смыслов, которые не столько впрямую вычитываются, сколько

    опосредовано угадываются в строке, в строфе, в стихотворении в целом. На

    поверхности первый смысл, но за ним и под ним - второй и третий, а то и

    пятый, и десятый. Хрестоматийный айсберг тут как раз кстати, если б не был

    затаскан.

    3. В самом деле: чем навеяно стихотворение "Где хорошо? Повсюду и нигде"?

    Скорее всего осенним настроением с его знаковым осиновым листом. Но и

    отдалённостью - до них ведь надо дойти - "дрожащих на ветру огней". А от

    листа и огней разбегаются, расходятся кругами по воде другие образные

    ассоциации, складываясь в мозаику нашего земного бытия, к постижению

    которого и устремлена мысль поэта. За высказанным в тексте угадывается

    глубь невысказанного даже в подтексте, и эта невысказанность, точнее,

    недовысказанность манит, влечёт, волнует более всего.

    4. Не просто лирическое настроение, но философская глубь угадывается в

    прекрасном стихотворении "Пиши поверх чужих письмён". Тут и круговорот

    выстраданного поколениями опыта, и духовная преемственность в его выражении

    и познании, и дерзость прорывов к его переосмыслению, которое каждый раз

    совершается наново и без которого не бывает откровений ни в чувстве, ни в

    мысли. То же - "Серое небо над чёрной дырой...": порыв к светоносному огню

    и его отнюдь не самопроизвольное угасание "там, в золе". Зола - из другого

    стихотворения - "А что в записке? Что в записке?". Записка и о житейской

    всячине, и о путях-дорогах бытия, какие проходит "любой и каждый", но

    всегда по-своему. Счастливая особенность Ларисы Миллер - улавливать

    вечность в миге. Так понимаю стихотворение "Нынче проводы светлой

    минуты...".

    5. И всё-таки среди последних - 1999-2001 гг. - стихов я нашёл то, которое

    воспринял ключевым: "Переживая бренность бытия". Ключевое его начало - в

    органичном сопряжении бренности жизни и нетленности души как

    взаимосвязанных, взаимопроникаемых, неразделимых первооснов поэтического

    мировосприятия поэта. И в завершающем, нечастом в лексике и стилистике

    этого автора повелительном наклонении: "Согласись". Выше было "Пиши", но в

    обоих случаях повеление - не наказ, а просьба - приглашение к раздумью и о

    своём, и об общем. Наказ, предполагающий проповедничество и из него

    вытекающий, как и сама проповедь вместо исповедания, - не стихия Ларисы

    Миллер.

    6. На вечере говорили о двух книгах в одной книге. Я воспринимаю обе

    цельно, как одну. Ведь в прозе - и собственно прозе, эссеистской, и в

    литературно-критической - доминирует то же авторское "я", раскрываемое в

    исповедальном процессе самопознания и самоосмысления. Себя во времени и

    времени в себе. И поэтому в автобиографических рассказах даже малая, но

    выпукло поданная бытовая подробность - не просто и не только быт, а опять

    же бытие, ибо в ней опорная знаковая мета жизни духовной. В эту внутреннюю

    напряжённую жизнь души органично вписываются и размышления о прочитанных

    книгах, в отношении к которым эстетически, художнически проявлены и

    притяжения, и отталкивания. Что же до слова о Юрии Карабчиевском, то я не

    знаю ничего более достойного его памяти...

    Вот коротко то, о чём мне хотелось сказать. Подумалось: как ни

    отрывочно, импульсивно, хаотично, может быть, стоит того, чтобы высказать

    это, если не устно на вечере, то хотя бы эпистолярно.

     



Выскажите свое мнение на:

25.03.2002
13:29

Парламентарии двух стран, объединяйтесь!

25.03.2002
03:43

2-е Яншинские чтения Современные вопросы геологии

25.03.2002
00:13

"Прогресс М1-8" состыковался с МКС

25.03.2002
00:12

Космический календарь. 25 марта

24.03.2002
23:28

Обнаружен ген эпилепсии

24.03.2002
17:42

Космическая жизнь в метеоритах?

24.03.2002
14:45

27 марта cостоится награждение победителей конкурса "Лирики и физики"

24.03.2002
14:25

Справедливость не совместима с поиском изгоев

24.03.2002
14:07

Поздравляем с днем рождения поэта Василия Пригодича!

<< 2681|2682|2683|2684|2685|2686|2687|2688|2689|2690 >>

НАУКА

Новости

Научный форум

Почему молчит Вселенная?

Парниковая катастрофа

Хронология и парахронология

История и астрономия

Альмагест

Наука и культура

2000-2002
Научно-популярный журнал Урания в русском переплете
(1999-200)

Космические новости

Энциклопедия космонавтика

Энциклопедия "Естествознание"

Журнальный зал

Физматлит

News of Russian Science and Technology

Научные семинары

НАУЧНЫЕ ОБОЗРЕНИЯ

"Физические явления на небесах"

"TERRA & Comp"

"Неизбежность странного микромира"

"Биология и жизнь"

ОБРАЗОВАНИЕ

Открытое письмо министру образования

Антиреформа

Соросовский образовательный журнал

Биология

Науки о Земле

Математика и Механика

Технология

Физика

Химия

Русская литература

Научная лаборатория школьников

КОНКУРСЫ

Лучшие молодые
ученые России

Для молодых биологов

БИБЛИОТЕКИ

Библиотека Хроноса

Научпоп

РАДИО

Читают и поют авторы РП

ОТДЫХ

Музеи

Игры

Песни русского застолья

Народное

Смешное

О НАС

Редколлегия

Авторам

О журнале

Как читать журнал

Пишут о нас

Тираж

РЕСУРСЫ

Поиск

Проекты

Посещаемость

Журналы

Русские писатели и поэты

Избранное

Библиотеки

Фотоархив

ИНТЕРНЕТ

Топ-лист "Русского переплета"

Баннерная сеть

Наши баннеры

НОВОСТИ

Все

Новости русской культуры

Новости науки

Космические новости

Афиша

The best of Russian Science and Technology

 

 


Если Вы хотите стать нашим корреспондентом напишите lipunov@sai.msu.ru

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Ссылки | Статистика | Дискуссия

Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

© 1999, 2000 "Русский переплет"
Дизайн - Алексей Комаров

Русский Переплет
Rambler's Top100 TopList