Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Голосование | Топ-лист | Дискуссия Rambler's Top100

TopList Яндекс цитирования

НОВОСТИ
"РУССКОГО ПЕРЕПЛЕТА"

ЛИТЕРАТУРА

Новости русской культуры

Афиша

К читателю

Содержание

Публицистика

"Курск"

Кавказ

Балканы

Проза

Поэзия

Драматургия

Искания и размышления

Критика

Сомнения и споры

Новые книги

У нас в гостях

Издательство

Книжная лавка

Журнальный зал

ОБОЗРЕНИЯ

"Классики и современники"

"Слово о..."

"Тайная история творений"

"Книга писем"

"Кошачий ящик"

"Золотые прииски"

"Сердитые стрелы"

КУЛЬТУРА

Афиша

Новые передвжиники

Фотогалерея

Музыка

"Неизвестные" музеи

Риторика

Русские храмы и монастыри

Видеоархив

ФИЛОСОФИЯ

Современная русская мысль

Искания и размышления

ИСТОРИЯ

История России

История в МГУ

Слово о полку Игореве

Хронология и парахронология

Астрономия и Хронология

Альмагест

Запечатленная Россия

Сталиниана

ФОРУМЫ

Дискуссионный клуб

Научный форум

Форум "Русская идея"

Форум "Курск"

Исторический форум

Детский форум

КЛУБЫ

Пятничные вечера

Клуб любителей творчества Достоевского

Клуб любителей творчества Гайто Газданова

Энциклопедия Андрея Платонова

Мастерская перевода

КОНКУРСЫ

За вклад в русскую культуру публикациями в Интернете

Литературный конкурс

Читательский конкурс

Илья-Премия

ДЕТЯМ

Электронные пампасы

Фантастика

Форум

АРХИВ

Текущий

2003

2002

2001

2000

1999

Фотоархив

Все фотоматериалы


Новости
"Русский переплет" зарегистрирован как СМИ. Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. #77-4362 от
5 февраля 2001 года. При полном или частичном использовании
материалов ссылка на www.pereplet.ru обязательна.

Тип запроса: "И" "Или"

15.03.2002
00:28

Обнаружены доказательства существования ранних животных в Южной Америке

15.03.2002
00:24

Презентация книги Владимира Хлумова в рамках Всероссийской книжной ярмарки

14.03.2002
19:46

"Один человек - один голос?" - новое в обозрении "На оттоманке с Шиншиным"

14.03.2002
15:42

14 марта - День рождения русского художника Владимира Фаворского (1886 - 1964)

.

    Владимир Андреевич Фаворский вошел в отечественную и мировую художественную культуру как непревзойденный мастер ксилографии и книжной иллюстрации. За долгую свою жизнь художник не раз обращался и к другим видам искусства (скульптура, фресковая живопись, карандашный рисунок, театральное оформление).

    Фаворский занимался и декоративным искусством. В 1937 году, например, за работу по оформлению Советского павильона Всемирной выставки в Париже он был удостоен высшей награды "Гран при". Но предпочтение художник отдавал гравюре.

    "В молодости, - писал Владимир Андреевич, - я учился живописи. Мне сулили успех. Возможно я даже стал бы хорошим живописцем, но предпочел графику. Предпочел как изобразительное искусство, более доступное людям, чем живопись, как искусство массовое". Фаворский был незаурядным педагогом, учителем и наставником большой группы мастеров советского изобразительного искусства, чьи произведения составляют гордость советской художественной культуры (А. Дейнека, Ю. Пименов, А. Гончаров, А. Каневский и другие).

    "В 1921 году, - писал А. А. Дейнека, - демобилизуюсь из армии и командируюсь в Москву на учебу во ВХУТЕМАС - графический факультет... Учусь у В. А. Фаворского ... Несмотря на проклятый холод и голод, там велась большая и серьезная работа над формой, композицией". "Поступил на графический факультет, где вскоре встретился с В. А. Фаворским, - сообщал А. Каневский. - Удивляюсь, до каких высот может дойти мастер". "Когда мы говорим о Владимире Андреевиче Фаворском, - утверждал А. Гончаров, - мы говорим о нем обычно как о художнике. Это был очень большой художник. ...Но далеко не все еще сказано о нем как о человеке. Для русских художников и деятелей культуры именно человеческие качества всегда были существенной чертой. Русское искусство всегда беспокоилось о духовной чистоте. Владимир Андреевич был добр, кристально честен внимателен к людям, доброжелателен к хорошему. Если бы меня спросили, кого взять образцом человека, я назвал бы Фаворского".

    В. А. Фаворский родился в Москве. Рано он стал приобщаться к изобразительному искусству. "Я начал рисовать, - вспоминал художник, - потому, что рисовала мать, а она рисовала потому, что дед был художником Дед и мать были художниками, таким образом создалась художественная линия в семье".

    Когда мальчик подрос, он стал посещать вечерние занятия по скульптуре в Строгановском училище, а в 1903-1904 годах его определяют в художественную школу К. Ф. Юона.

    Почти два года (1906-1907) Фаворский прожил в Мюнхене, где учился в частной художественной академии Холлоши и слушал лекции по искусству в Мюнхенском университете. В эти же годы он путешествует по Италии, Австрии, Швейцарии.

    В 1907-1912 годах художник учится на искусствоведческом отделении Московского университета. В 1911 году Фаворский впервые участвует на XVIII выставке Московского товарищества художников на которой экспонирует деревянную скульптуру "Шахматы", а уже в 1912 году на XIX выставке того же товарищества гравюры на дереве.

    С той поры начинается стремительное движение художника по пути освоения и развития искусства ксилографии. Ранние произведения Фаворского отличаются немногословием, скупыми намеками, когда все последующие работы выражают глубину мысли, мудрость и зрелость художника. Это легко прослеживается на примере иллюстраций к комедии П. Муратова "Кофейня" (1922) и пушкинскому "Борису Годунову" (1954-1955). В первом случае действующие лица, окружающие их предметы изображены лаконичными штрихами, дающими лишь самое общее представление о событиях, изложенных в литературном произведении. Здесь художник как бы приглашает зрителя домыслить, дорисовать, образно расширить содержание публикуемых иллюстрации. Гравюры к "Борису Годунову" исполнены с огромной экспрессией и темпераментом. Они дают исчерпывающую психологическую характеристику героям и с абсолютной достоверностью раскрывают время и место действия.

    В. А. Фаворский иллюстрировал новеллы Мериме (1927-1934), Данте (1933), "Гамлета" (1940) и "Сонеты" Шекспира (1947). В 1949 году он иллюстрировал также книгу "Роберт Берне".

    Многочисленные циклы гравюр создал Фаворский к произведениям русской литературы. Его иллюстрации к "Рассказам о животных" Л. Толстого (1929-1931), к повести Н. Гоголя "Иван Федорович Шпонька и его тетушка" (1930-1931), к "Жень - Шеню" М. Пришвина (1933) и ко многим другим произведениям классической и современной отечественной литературы поражают мастерством художника, который, не нарушая стройности повествования, дает насыщенную образную характеристику жизненного явления. Фаворский умел вместе с тем сохранить свое лицо, свою художественную самобытность. Многие его иллюстрации дополняют литературное произведение, дают обильную пищу для размышлений, выражают самостоятельный взгляд художника на действительность и, таким образом, являются оригинальными графическими произведениями высокого достоинства.

    Много творческого труда и вдохновения отдал Фаворский иллюстрированию произведений Пушкина. Помимо "Бориса Годунова" он создал также цикл великолепных иллюстраций к "Маленьким трагедиям" поэта.

    "Какое счастье, - писал Фаворский, - что Россия имеет Пушкина! Его существо чрезвычайно солнечно. В то же время его чувства и мысли человеческие, но необычные. Только необычайны чистотой и высотой, и поэтому мы можем к ним приобщаться. Как страшно иллюстрировать его! Но помогает его строгость и определенность".

    В 1950 году Фаворский заканчивает цикл иллюстраций к классическому произведению русской литературы "Слово о полку Игореве".

    В 1962 году за иллюстрации к древнерусскому эпосу "Слово о полку Игореве", произведениям А. С. Пушкина "Борис Годунов" и "Маленькие трагедии" Фаворский был удостоен Ленинской премии.

    В 1928 году Фаворский создал две гравюры на дереве, объединенные общей темой "Годы революции". Первый лист - "Октябрь 1917", второй - "Гражданская война". Это гравюры-летописи, в которых художник синтетически изобразил великую революционную эпоху. В листах множество действующих лиц и исторических эпизодов, органически связанных между собой. Кипит многолюдный митинг, на котором выступает Ленин. Громко звучат призывы "Долой войну!". В стремительном порыве солдаты, рабочие рвутся в бой на защиту революции, идет перестрелка. Падают убитые. Здесь же фигурка мальчика, продавца газет. Это на гравюре "Октябрь 1917".

    Лист "Гражданская война"... Скачут красные конники, уходят в лес партизаны, походным маршем следует пехота...

    Гравюры Фаворского на революционные темы оптимистичны, великие исторические события рассматриваются им в философско-нравственном аспекте, как победа добра над злом, жизни над смертью.

    К станковой графике Фаворский обращался не раз. Еще в 1918 году им была создана серия листов "Виды Москвы", а в 1921 году для альбома "Революционная Москва Третьему Конгрессу Коммунистического Интернационала" он исполняет гравюру "Кремль. Свердловский зал".

    В 1929 году Фаворский создает "Портрет Ф. М. Достоевского", в котором образ великого писателя предстал во всей своей жизненной правде. Напряженный, сосредоточенный, задумчивый взгляд, поджатые губы, большой открытый лоб показывают человека противоречивой, трудной, трагической судьбы, для которого творчество - жизненная необходимость.

    В 1945-1947 годах Фаворский исполняет серию гравюр "Великие русские полководцы". В образах Александра Невского, Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, Михаила Кутузова воплощены храбрость и мужество русского народа, всегда отстаивавшего честь и независимость своей отчизны.

    Подавляющее число произведений Фаворского были исполнены в ксилографии, однако выдающийся мастер графического искусства работал и в линогравюре.

    Этот очерк о русском советском художнике В. А. Фаворском хочется закончить следующими словами другого замечательного нашего художника-графика Д. А. Шмаринова: "В последний день 1964 года мы проводили в последний путь Владимира Андреевича Фаворского... Жизнь Фаворского, наполненная бесконечным творческим трудом, была нелегкой. В дни Великой Отечественной войны Фаворский потерял на фронте двух сыновей... Творчество Фаворского нередко оценивалось предвзято и неправильно. Но художник не изменял себе - его жизненные цели, его творческие задачи определялись большими масштабами ".

    Березин А.Д. Художники России. 50 биографий. М., 1994. С.256

    По материалам: http://www.russianculture.ru

    Подготовил
    Олег Любимов

Выскажите свое мнение на:

14.03.2002
15:23

Журналистам продемонстрировали корабль для космических туристов

14.03.2002
15:20

"Атлантис" вывезен на стартовую позицию

14.03.2002
15:18

Разногласия устранены

14.03.2002
15:14

Чарльз Болден остается на службе в морской авиации

14.03.2002
13:50

Неадекватность тестовой оценки или куда податься тугодуму?

14.03.2002
13:43

Секрет потерянных полей или продолжение эры неевклидовой геометрии

14.03.2002
13:27

Шифры Эдгара По

14.03.2002
13:22

Нефть скоро кончится?

14.03.2002
13:19

Молекулы врачевания, самое известное лекарство

14.03.2002
13:19

Молекулы врачевания, самое известное лекарство

14.03.2002
13:05

Избыточный европий в современных фосфоритах

14.03.2002
13:01

От "зоны смерти" к "полосе биоразнообразия"

14.03.2002
12:58

Контроль физиологических функций при стрессе

14.03.2002
12:57

Отчего исчезают земноводные

14.03.2002
12:55

Новая система исследования земной магнитосферы

14.03.2002
12:54

Созвездия во времена древних минойцев

<< 2691|2692|2693|2694|2695|2696|2697|2698|2699|2700 >>

НАУКА

Новости

Научный форум

Почему молчит Вселенная?

Парниковая катастрофа

Хронология и парахронология

История и астрономия

Альмагест

Наука и культура

2000-2002
Научно-популярный журнал Урания в русском переплете
(1999-200)

Космические новости

Энциклопедия космонавтика

Энциклопедия "Естествознание"

Журнальный зал

Физматлит

News of Russian Science and Technology

Научные семинары

НАУЧНЫЕ ОБОЗРЕНИЯ

"Физические явления на небесах"

"TERRA & Comp"

"Неизбежность странного микромира"

"Биология и жизнь"

ОБРАЗОВАНИЕ

Открытое письмо министру образования

Антиреформа

Соросовский образовательный журнал

Биология

Науки о Земле

Математика и Механика

Технология

Физика

Химия

Русская литература

Научная лаборатория школьников

КОНКУРСЫ

Лучшие молодые
ученые России

Для молодых биологов

БИБЛИОТЕКИ

Библиотека Хроноса

Научпоп

РАДИО

Читают и поют авторы РП

ОТДЫХ

Музеи

Игры

Песни русского застолья

Народное

Смешное

О НАС

Редколлегия

Авторам

О журнале

Как читать журнал

Пишут о нас

Тираж

РЕСУРСЫ

Поиск

Проекты

Посещаемость

Журналы

Русские писатели и поэты

Избранное

Библиотеки

Фотоархив

ИНТЕРНЕТ

Топ-лист "Русского переплета"

Баннерная сеть

Наши баннеры

НОВОСТИ

Все

Новости русской культуры

Новости науки

Космические новости

Афиша

The best of Russian Science and Technology

 

 


Если Вы хотите стать нашим корреспондентом напишите lipunov@sai.msu.ru

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Ссылки | Статистика | Дискуссия

Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

© 1999, 2000 "Русский переплет"
Дизайн - Алексей Комаров

Русский Переплет
Rambler's Top100 TopList