Новое исследование, опубликованное в Journal of World Prehistory, показывает, что некоторые из самых ранних художественных изображений растений были гораздо больше, чем просто декоративными; они носили математический характер.
В ходе обширного анализа древней керамики профессор Йосеф Гарфинкель и Сара Крулвич из Еврейского университета выявили самые ранние систематические изображения растительных мотивов в истории человечества, датируемые более чем 8000 лет назад, периодом халафской культуры Северной Месопотамии (ок. 6200–5500 гг. до н.э.). Их исследование показывает, что эти ранние земледельческие общины с удивительной тщательностью изображали цветы, кустарники, ветви и деревья, вплетая в них свидетельства сложного геометрического и арифметического мышления.
Раннее доисторическое искусство в основном было сосредоточено на изображениях людей и животных. Однако халафская керамика знаменует собой момент, когда растительный мир систематически и визуально изощренно вошел в человеческое художественное выражение.
На 29 археологических объектах Гарфинкель и Крулвич задокументировали сотни тщательно проработанных растительных мотивов, некоторые из которых носили натуралистический, другие – абстрактные, и все они отражали осознанный художественный выбор.
«Эти сосуды представляют собой первый момент в истории, когда люди решили изобразить мир растений как предмет, достойный художественного внимания», — отмечают авторы. «Это отражает когнитивный сдвиг, связанный с деревенской жизнью, и растущее осознание симметрии и эстетики».
Одним из наиболее поразительных результатов исследования является точная числовая структура цветочных узоров в халафской традиции. На многих чашах изображены цветы с количеством лепестков, следующим геометрической прогрессии: 4, 8, 16, 32 и даже композиции из 64 цветов.
Исследователи утверждают, что эти последовательности являются преднамеренными и демонстрируют сложное понимание пространственного деления задолго до появления письменных чисел.
«Способность равномерно распределять пространство, отраженная в этих цветочных мотивах, вероятно, имела практические корни в повседневной жизни, например, в распределении урожая или выделении общих полей», — объясняет Гарфинкель.
Данная работа вносит вклад в область этноматематики, которая выявляет математические знания, заложенные в культурном самовыражении.
Описанные мотивы охватывают весь ботанический спектр:
Цветы с тщательно сбалансированными лепестками
Саженцы и кустарники, изображенные с ботанической четкостью.
Ветви, расположенные в ритмичных, повторяющихся полосах.
Высокие, внушительные деревья, иногда изображаемые рядом с животными или архитектурными сооружениями.
Примечательно, что ни на одном из изображений не показаны съедобные культуры, что позволяет предположить, что цель была скорее эстетической, чем сельскохозяйственной или ритуальной. Цветы, как отмечают авторы, ассоциируются с положительными эмоциональными реакциями, что может объяснить их заметность.
Хотя письменные математические тексты появились в Шумере тысячелетия спустя, халафская керамика свидетельствует о более ранней, интуитивной форме математического мышления, основанной на симметрии, повторении и геометрической организации.
«Эти закономерности показывают, что математическое мышление зародилось задолго до появления письменности, — говорит Крулвич. — Люди визуализировали деление, последовательности и равновесие посредством искусства».
Благодаря каталогизации этих растительных мотивов и раскрытию их математических основ, исследование предлагает новый взгляд на то, как ранние сообщества понимали природный мир, организовывали свою среду обитания и выражали когнитивную сложность.
По информации https://planet-today.ru/novosti/nauka/item/188310-drevnie-izobrazheniya-rastenij-namekayut-na-doistoricheskoe-matematicheskoe-myshlenie
Обозрение "Terra & Comp".