Блог Майкла Ригела (Michael Riegel), вице-президента компании Cisco по маркетингу решений, платформ и услуг для различных отраслей экономики
Текущее состояние рынка дает ясно понять: нефтегазовой отрасли давно пора действовать. В Deloitte с высокой долей вероятности утверждают, что треть публично торгуемых нефтяных компаний могут обанкротиться уже в этом году. Треть! Свои выводы одна из ведущих консалтинговых компаний мира основывает на анализе деятельности 500 добывающих и производящих нефтегазовых компаний, работающих в разных странах. Справедливости ради отметим, что около 175 компаний, находящихся в зоне наибольшего риска, накопили долг на общую сумму более 150 млрд долларов, а высокая доля заемных средств, как известно, иногда приводит к печальному финалу.
Так или иначе, не остается никаких сомнений: без новых технологий нефтегазовым компаниям не стать операционно эффективными. Как считает представитель Oilprice.com Марк Хилл (Mark Hill), «объединение нефтепромыслов, добычи и информационных технологий создает идеальную комбинацию гибких возможностей, которые помогут… нефтяным рынкам реагировать с такой скоростью, которую обычно можно наблюдать только в цифровом мире… Многое указывает на то, что закон Мура наконец-то начал действовать и в нефтяном секторе».
Спадов и в прошлом было немало, но нынешний отличен от всех других. Он наступил в момент столкновения двух факторов: необходимости удерживать темпы на нестабильных рынках и нежелания цифрового прогресса замедляться или, тем более, останавливаться.
Ждать у моря погоды (в смысле — роста нефтяных котировок) — не самый лучший выбор. Пока это случится, одни компании обанкротятся, а те, которые выживут благодаря цифровизации, не смогут результативно конкурировать.
Переход к операционной эффективности должен свершиться раз и навсегда. Это все равно что пересесть с фольксвагеновского «Жука» на «Феррари» — вернуться уже невозможно.
Хорошая новость заключается в том, что тех, кто уже сейчас разрабатывает цифровую стратегию, в перспективе ждет вознаграждение. По прогнозам, приводимым в исследовании Cisco , благодаря цифровизации за период с 2015 по 2024 г. нефтегазовая отрасль может получить 1,1 трлн долларов потенциальной выгоды. Чтобы эту выгоду получить, нефтегазовые компании первым делом должны интегрировать существующие операционные технологии с цифровыми технологиями и процессами.
Шесть источников потенциальной цифровой выгоды для мировых нефтегазовых компаний на сумму 1,1 трлн долларов за период 2015-2024 гг.
Основные перспективные направления:
•повышение эффективности нефтеизвлечения с помощью совершенствования технологических процессов (278 млрд долларов);
•автоматизация добычи и удаленное управление производственными процессами (194 млрд долларов);
•удаленный мониторинг для раннего обнаружения утечек, хищений, простоев и т.д. и принятия соответствующих мер (191 млрд долларов);
•оптимизация бурения с применением управления данными и аналитики больших данных для повышения эффективности (93 млрд долларов);
•проектное планирование с применением аналитики больших данных для повышения точности оценок стоимости проектов (20 млрд долларов).
Таким образом, до конца света еще далеко. На фоне отраслевых передряг и затоваренного рынка есть возможность получить конкурентное преимущество. Что же делают одни нефтегазовые компании для получения таких преимуществ, чего не делают другие? Они осуществляют сквозную интеграцию ИТ, средств управления производством и бизнес-процессов. Они уничтожают границы, мешающие продвижению вперед, и при этом экономят средства и улучшают прозрачность своего бизнеса.
Например, компания ESSAR Group установила динамическую серверную платформу для оперативного доступа к данным и аналитике. Это позволило ей улучшить бизнес-показатели, ибо у нее появилась возможность обрабатывать и анализировать данные, что, в свою очередь, привело к улучшению планирования и прогнозирования. При наличии 70 тыс. сотрудников в 20 странах это не так уж и мало!
Кроме того, получаемая информация позволяет определять направления бизнеса с учетом текущих событий, отношений с заказчиками, производственных планов и колебаний рынка, и сейчас самое время реализовать такие возможности. Особенно это касается принятия решений на основе состояния рынка.
Другой пример правильного использования цифровых преобразований — компания Explorer Pipeline. Поставив задачу усовершенствовать средства связи и обмен знаниями, она внедрила решения для совместной работы и организации видеоконференций. Прежде для множества сотрудников, находящихся вдали от региональных офисов, оставаться на связи было не так просто. Теперь же специалисты становятся ближе, а отрасль — привлекательнее для нового поколения работников. Explorer Pipeline предлагает виртуальное обучение и веб-конференции. В результате растет производительность труда и экономятся время и деньги.
А что дальше? Я бы рассматривал сегодняшнюю непростую среду как катализатор внедрения цифровых технологий для продвижения инноваций. Это приведет к росту бизнеса и операционной эффективности.
Обозрение "Terra & Comp".