Что будет, если связать друг с другом независимые компании и предоставить им инструменты, позволяющие конкурировать с более крупными предприятиями
Статья американской журналистки Эйми Кортезе (Amy Cortese) в сокращенном виде
98% компаний США – это предприятия малого бизнеса, на долю которых приходится около половины рабочих мест в частном секторе и примерно одна вторая объема ВВП. Несмотря на всю экономическую мощь, их возможности невелики. Действуя разрозненно, независимые компании и предприятия розничной торговли просто не имеют масштабов и ресурсов, какими располагают их конкуренты, крупные корпорации, и это заведомо ставит их в невыгодное положение.
Что будет, если связать друг с другом независимые предприятия и предоставить им инструменты, позволяющие конкурировать с более крупными компаниями? Эта идея положена в основу Placemaker – цифровой платформы лояльности для предприятий малого бизнеса. Задача Placemaker состоит в том, чтобы перенести маркетинговые инструменты и сетевые эффекты крупных компаний на уровень бизнеса локального масштаба.
Компания была основана в 2010 г. Катриной и Мишелем Скотто ди Карло после открытия крупного торгового центра на Северо-Западе США, где они проживают. Видя, как исчезали местные торговые компании, безуспешно пытавшиеся конкурировать с новыми сетевыми магазинами, они пришли к выводу: чтобы вернуть свои позиции, местным фирмам необходимо объединить усилия, делиться друг с другом клиентурой и расширять свое влияние.
Мишель ушел с должности штатного преподавателя, а Катрина перестала заниматься искусством, и они запустили Supportland — цифровую платформу лояльности, которая вот уже пять лет успешно работает и пользуется большой популярностью в Портленде, штат Орегон.
Недавно эта платформа пришла в новые регионы. Первым из них стал г. Виктория (канадская провинция Британская Колумбия), ведутся переговоры с представителями еще десятка населенных пунктов. Тем временем сеть уже охватывает 90.000 клиентов и 200 компаний, что дало повод изменить название платформы на Placemaker.
Платформа предлагает цифровые учетные карты, позволяющие предприятиям розничной торговли начислять своим покупателям баллы в качестве вознаграждения. Эта, казалось бы, обычная практика дополнена новыми, более широкими возможностями: покупатели получают право «зарабатывать» и тратить эти баллы в пределах всей сети местных фирм. Для привлечения покупателей используются также жетоны, выдаваемые во время специальных промоакций (например, в форме сердечек в день Святого Валентина или кленовых листьев в День Канады) и затем конвертируемые в баллы.
«Главное — покончить с обособленностью, — говорит Катарина Скотто ди Карло. — Представьте, что будет, если независимые фирмы начнут сотрудничать и делиться друг с другом клиентами так же профессионально, как это делают крупные компании. Мы стали бы непобедимы!».
Примером служит Starbucks. Эта сеть в США объединяет 23.000 точек, и ее популярная программа поощрений позволяет покупателям зарабатывать «звезды», которые затем можно обменять на бесплатный кофе или еду в любой точке сети.
Цель платформы Placemaker — предоставить компаниям локального масштаба маркетинговые инструменты и оказать поддержку их внутренних систем аналогично тому, как это делается в таких корпорациях как Starbucks, иными словами, создать своего рода центральный пункт управления для локальных компаний.
«Работая как единая сеть, — говорит Скотто ди Карло, — участники нашего проекта получают существенные преимущества, сохраняя при этом приверженность собственным ценностям». Такие преимущества включают в себя доступ к большой базе общих клиентов, постоянно меняющийся ассортимент вознаграждений и промоакций для привлечения клиентов, повышенный интерес клиентов и средства анализа данных, позволяющие компаниям розничной торговли извлекать ценную информацию из массива данных о транзакциях.
Недавно проведенный Placemaker опрос показал, что клиенты, которые посещают подключившуюся к платформе компанию, в среднем посещают еще девять других фирм сети. Это породило беспрецедентный альянс торговых предприятий и новые возможности совместного продвижения товаров и услуг. Теперь кофейня, например, предлагает бесплатный кофе клиентам, совершающим покупки в местном магазине игрушек. Примерно 3/4 опрошенных сообщили, что платформа Placemaker помогла им ощутить более прочную связь с местными компаниями и побудила приобретать у них больше товаров и услуг.
Согласно прогнозу Placemaker, в будущем мини-сети станут процветать во всем мире, и в любой точке клиенты смогут воспользоваться системой вознаграждений. «Представьте, что вы едете в Европу и используете Placemaker для поиска мест, где можно интересно провести время, — говорит Скотто ди Карло. — Когда небольшие фирмы имеют в своем распоряжении технологию гипермаркета, ничего невозможного нет».
С ростом сети данные, которые генерирует Placemaker, могут стать самым ценным активом платформы. Когда, например, публикуются отчеты о предпраздничных распродажах, основное внимание, по словам Скотто ди Карло, уделяется крупным розничным сетям (сегодня только они собирают данные о продажах). Это подрывает позиции независимых предпринимателей. «В настоящее время независимые предприниматели вообще не упоминаются при обсуждениях, поскольку данные о них отсутствуют, – говорит Катарина. – Когда Placemaker заработает в широком масштабе, эти данные появятся в качестве сопутствующего продукта нашей деятельности. Еще важнее использовать такие данные для того, чтобы эти фирмы перестали быть невидимками».
Пока же приходится говорить об эффекте локального характера. На окраине Портленда, где живет семья Скотто ди Карло, главная улица постепенно оживает. В заброшенном торговом помещении делают ремонт для нового независимого магазина оборудования — он придет на смену предшественнику, закрывшемуся десять лет назад. Только что открылся новый обувной магазин...
Обозрение "Terra & Comp".