В преддверии намеченного на 24 ноября форума Russian Information Services Summit 2015 редакция PC Week/RE обратилась к ключевым спикерам конференции с предложением поделиться своим мнением относительно современного уровня распространения сервисного подхода, внутренних и внешних корпоративных инфраструктурных и прикладных ИТ-сервисов в России, проанализировать основные движители и препятствия в области практического применения аутсорсинга, облаков и других видов сервисов в ИТ и основанных на ИТ прикладных задачах и рассказать о том, какую тему докладчик собирается осветить в своем выступлении на RISS’2015. Вот что нам сообщил Александр Савчук, к.э.н., генеральный директор ЗАО «Коминфо Консалтинг», руководитель комитета Managed Services Ассоциации стратегического аутсорсинга «Астра».
— Сперва определим понятие «сервисный подход» в рамках имеющихся рыночных данных. IDC, например, сегментирует рынок ИТ-услуг в России следующим образом (данные за 2014 г.): консалтинг — 10,5%, системная интеграция — 41,8%, разработка заказного ПО — 11,4%, ИТ-аутсорсинг — 16,8%, ИТ-поддержка — 16,6%, ИТ-обучение и тренинги — 2,9%.
Под «сервисным подходом», являющимся предметом рассмотрения конференции Russian Information Services Summit 2015, я далее буду понимать услуги ИТ-аутсорсинга и ИТ-поддержки, составляющие, по оценкам IDC, треть рынка ИТ-услуг. Известно, что рынок ИТ-аутсорсинга растет быстрее рынка ИТ-услуг в целом, данный тренд отражен в росте доли ИТ-аутсорсинга с 14% в 2012 г. до 16,8% в 2014 г. При этом доля услуг ИТ-поддержки, по мнению IDC, снизилась с 19 до 16,6%. Этот тренд демонстрирует переход от классических услуг ИТ-поддержки к стратегическому аутсорсингу под названием Managed Services (далее MS).
В 2015 г. рынку важно будет завершить сделки по импортным оборудованию и ПО, поэтому основные затраты будут в этих подсегментах, а рынок ИТ-услуг если и вырастет, то незначительно. Однако последующие годы, в связи с переходом на сервисный подход (перевод CAPEX в OPEX), импортозамещением по оборудованию и ПО, рынок ИТ-услуг и особенно MS будет демонстрировать ускоренные темпы роста.
Основными потребителями услуг ИТ-аутсорсинга и MS в России являются отрасли с высокой долей добавленной стоимости (энергетика, финансовые услуги) или с большим количеством розничных точек/точек обслуживания (торговля, телеком, территориальные органы госуправления).
В основном востребованы управляемые услуги связи (VPN), аренда и/или передача на обслуживание сетевого, периферийного и серверного оборудования/ПО, поддержка пользователей. Пока переданные на обслуживание системы четко отделены от активов, остающихся под управлением ИТ-служб компаний пользователей. Обеспечение безопасности в рамках аутсорсинга достигается на периметре за счет сетевых услуг (VPN), а также управления firewall, некоторые категории клиентов переходят к комплексной архитектуре безопасности.
В рамках проводимых компанией «Коминфо Консалтинг» (член Ассоциации стратегического аутсорсинга «Астра») исследований в качестве основных драйверов перехода на сервисы от внешних провайдеров чаще называются следующие: усложняющиеся технологии и нехватка/дороговизна компетенций, особенно в регионах РФ, увеличивающийся разрыв по стоимости владения между арендуемыми и покупаемыми на баланс решениями, растущее/более активное предложение ИТ-аутсорсинга и MS от компаний с известными брендами (фактор доверия), растущее проникновение облачных услуг, растущие требования по интеграции стационарных и мобильных «рабочих мест». Среди основных барьеров: отсутствие уверенности в обеспечении информационной безопасности, нехватка наработанной статистики по рискам перехода на сервисную архитектуру и соответственно невозможность обосновать финансовые кейсы; недостаточно активное, а в некоторых регионах отсутствующее предложение соответствующих услуг; недостаточная скорость и стабильность широкополосных каналов связи во многих филиалах корпоративной сети клиента.
На конференции я намерен рассказать о структуре и развитии рынка MS в России на фоне некоторых глобальных тенденций. На мой взгляд, эта тема представляет несомненный интерес для аудитории корпоративных заказчиков, поскольку связана с коренным переломом (к лучшему J) на рынке ИТ, который ведет к снижению стоимости владения ИТ с параллельным повышением их эффективности в обеспечении бизнес-потребностей компании. Корпоративные заказчики получат информацию об имеющемся предложении, а также о шагах, которые необходимо предпринять, чтобы расширить/оптимизировать потребляемые ИТ-сервисы. Также будет предоставлена информация об услугах и поддержке в этом процессе, которые можно получить от комитета MS и в целом от Ассоциации «Астра».
Обозрение "Terra & Comp".