Блог Джозефа Брэдли (Joseph Bradley), вице-президента консалтингового подразделения Cisco Consulting Services по практическому применению Всеобъемлющего Интернета
У меня две новости — хорошая и плохая. Начнем с плохой: цифровая революция чревата исчезновением устоявшихся компаний и переделом рынка во всех отраслях, и произойдет это быстрее, чем можно представить.
А теперь — хорошая новость: начав цифровые преобразования и внедрение Всеобъемлющего Интернета (Internet of Everything, IoE), бизнес сам сможет контролировать свою дальнейшую судьбу.
Под «цифровой революцией» я подразумеваю воздействие цифровых технологий и бизнес-моделей на имеющиеся предложения компаний и происходящее в результате этого воздействия изменение их положения на рынке. Цифровые революционеры быстро внедряют инновации, пользуясь ими как мощными средствами конкурентной борьбы за долю рынка. При этом они расширяют поле своей деятельности быстрее соперников, цепляющихся за традиционные бизнес-модели и не поспевающих за переменами.
В условиях, когда единственное приложение или стартап с десятком сотрудников могут буквально взорвать целую отрасль, цифровая революция стала основным объектом внимания Глобального центра цифровых преобразований бизнеса (Global Center for Digital Business Transformation, DBT Center). Он был создан по совместной инициативе Cisco и Международного института управленческого развития (International Institute of Management Development, IMD). Не так давно DBT Center выпустил комплексный отчет, составленный по результатам опроса 941 бизнес-лидера. Он проливает свет на ход цифровой революции и дает представление о перспективах различных отраслей.
В проведенном исследовании влияние цифровой революции сравнивается с неукротимым и зачастую хаотичным движением в водовороте, под действие центростремительных сил которого попадает все больше и больше объектов. «Цифровой водоворот» символизирует неизбежное движение всех отраслей к «цифровому эпицентру», где бизнес-модели, коммерческие предложения и цепочки создания ценности цифровизуются до максимально возможного уровня. Водоворот разделяет физические и цифровые сущности, при этом появляются «компоненты», которые могут беспрепятственно объединяться, создавая новые прорывы, стирающие грани между отраслями.
По огромной силе воздействия цифровой водоворот можно сравнить с черной дырой или торнадо. По данным упомянутого отчета DBT Center, в ближайшие 5 лет цифровой водоворот вытеснит из первой десятки существующих компаний в каждой отрасли в среднем четыре компании.
В отчете DBT Center определен уровень развития цифровой революции в 12 отраслях. Положение отрасли относительно эпицентра цифрового водоворота отражает не собственные цифровые возможности отрасли, а, скорее, уровень конкуренции, с которой придется столкнуться бизнесу. В ближайшие пять лет максимальное конкурентное давление в результате внедрения цифровых технологий и бизнес-моделей ощутят три отрасли: высокие технологии, СМИ и развлечения, розничная торговля.
При этом важно понимать, что положение вблизи эпицентра цифрового водоворота не подразумевает «затягивания в воронку». Наоборот, хотя движение индустрий к эпицентру неизбежно, представители отраслей могут контролировать свою дальнейшую судьбу и проводить преобразования с помощью цифровизации и Всеобъемлющего Интернета. И если рассматривать цифровой водоворот как «наполовину полный стакан», то он предлагает невероятные возможности.
В конце концов, цифровой водоворот черпает свою энергию прежде всего из таких источников, как человеческая изобретательность и непрестанное стремление изменить жизнь к лучшему. Наверное, именно поэтому руководители, отвечая на вопросы DBT Center, в основн. 75% респондентов назвали цифровую революцию формой прогресса, т.е. движением в правильном направлении, практически столько же посчитали, что заказчики при этом окажутся в выигрыше, и две трети убеждены, что выиграет человек, причем не только как потребитель, но и как личность.
Чтобы преуспеть в цифровом водовороте, бизнес должен тем больше внимания уделять эффективности прогнозирования, экспериментированию и ускорению реализации, чем ближе отрасль находится к эпицентру. В этой среде выиграют гибкие организации, которые будут использовать IoE-методы, основанные на соединении людей, процессов, данных и объектов, для ускорения инноваций и высвобождения своих возможностей по созданию для заказчиков выгод с точки зрения стоимости, качества обслуживания и платформ. Ну, и кто, по вашему мнению, окажется в выигрыше?
Обозрение "Terra & Comp".