В результате обсуждения в Государственной Думе бюджетов 2000-2002 гг. министерство обороны ежегодно получало 27-28 тыс. квартир. Однако даже это количество явно не позволяет улучшить ситуацию, хотя позволяло удерживать количество нуждающихся в жилье семей на уровне 170 тыс. Если раньше военнослужащий знал, что он гарантированно в течение определенного законом времени, а как правило в течение 2-3-х месяцев получит благоустроенное жилье как по месту службы, так и по избранному месту жительства после увольнения, то в 90-е годы это положение резко изменилось. И количество нуждающихся в жилье семей военнослужащих возросло до более чем 200 тыс. семей. Кроме того, есть потребность в отселении более 60 тыс. семей из военных городков.
В последние годы все построенное жилье передавалось только на обеспечение увольнения. При этом военнослужащим, проходящим службу, и гражданам, подлежащим отселению из военных городков, жилье не представлялось вовсе, что стимулировало процесс увольнения кадровых военнослужащих из рядов Вооруженных Сил. Это ¾
наряду с низким уровнем денежного довольствия военнослужащих ¾
приводит к ⌠вымыванию■ из воинской среды молодых офицеров и прапорщиков и сдерживает процесс формирования армии нового типа (переход к комплектованию преимущественно на контрактной основе).
Несомненно, что для создания нормальных условий прохождения службы и исключения немотивированного увольнения военнослужащих в армии должен быть фонд служебного жилья. И конечно, первую очередь, он должен формироваться за счет высвобождения квартир в военных городках путем отселения из них граждан, утративших связь с Вооруженными Силами, а строительство нового жилья осуществлять в тех городах, где это экономически целесообразно.
Однако в проекте федерального бюджета на 2004 год средства на строительство жилья для создания служебного фонда предусмотрены в объемах, не позволяющих решить поставленные задачи, а отселение из военных городков будет фактически заморожено. Вроде бы объем капиталовложений и не уменьшается по отношению к 2003 г., но так как часть из них направляется на мероприятия по переводу на контрактную основу, общие объемы получения жилья для военнослужащих в 2004 году уменьшатся более чем в полтора раза. Что это, попытка столкнуть в год президентских выборов Верховного Главнокомандующего Вооруженных сил с армией?
Обеспечение жильем увольняемых военнослужащих в последние годы осуществлялось в рамках реализации президентской программы ⌠Государственные жилищные сертификаты■ (ГЖС). В настоящее время уже 110 тысяч семей получили жилье в избранном месте жительства посредством реализации сертификатов и еще около 10 тыс. получат квартиры в этом году. На программу ГЖС в проекте бюджета на 2004 год средств заложено и с учетом уровня цен позволит выдать только около 9 тысяч сертификатов. Такое положение дел с обеспечением жильем военнослужащих неминуемо приведет к возрастанию социальной напряженности в армейской среде и будет отрицательно сказываться на строительстве Вооруженных Сил и их боеготовности.
При рассмотрении проекта федерального бюджета на 2004 год депутатам Государственной Думы необходимо подойти к вопросу определения объемов средств на жилищное строительство и реализацию программы ⌠Государственные жилищные сертификаты■ с максимальной ответственностью и проработать возможность перераспределения или выделения средств в объеме 3-4 млрд. рублей, так как от решения этого важнейшего социального вопроса зависят судьбы тысяч семей военнослужащих и будущее Вооруженных Сил.
Такой положительный опыт законотворческой работы у нас имеется. Изменения, внесенные Государственной Думой при формировании бюджетов 2000-2003 годов по разделу ⌠Военная реформа■, ⌠Промышленность, энергетика и строительство■ позволили стабилизировать положение с обеспечением жильем увольняемых и уволенных военнослужащих. Правильность выбранного подхода подтверждают результаты хода реформирования Вооруженных Сил и наметившаяся тенденция снижения социальной напряженности среди граждан, уволенных в запас.