Депутаты Государственной Думы приняли в первом чтении законопроект <О коммерческой тайне>. В общем виде правовой институт коммерческой тайны введен статьей 139 Гражданского кодекса РФ. Термин <коммерческая тайна> постоянно фигурирует в официальных документах, а вот закона о том, как сохранять эту самую тайну, до сих пор в российском законодательстве не было.
В новом нормативе впервые дается четкое определение, что к <коммерческой тайне> может быть отнесена <научно-техническая, технологическая, производственная информация, в том числе секреты производства (ноу-хау), финансово-экономическая и иная информация, которая имеет действительную или потенциально коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам, к которой нет свободного доступа и которая охраняется законом>. Эта информация позволяет ее обладателю или фирме увеличить доходы, избежать убытков на рынке, получить ту или иную выгоду. Та же информация, которая содержится в Едином государственном реестре юридических лиц, в лицензиях и иных документах на право занятия отдельными видами деятельности, не является коммерческой тайной. Не составляют тайны и сведения о состоянии экологической и радиационной обстановке на территории расположения фирмы, как и сведения о численности, составе и условиях труда работников на том или ином предприятии.
Законопроект решил также проблемы с нормами, определяющими режим коммерческой тайны, установил механизм взаимоотношений работника и работодателя по соблюдению секретов фирмы. Работник при найме на работу обязан дать подписку о соблюдении установленным работодателем режиме коммерческой тайны: не разглашать и не использовать для собственных нужд закрытую служебную информацию в период действия трудового договора, а также в течение трех месяцев после его окончания. В законопроекте предусмотрены меры по охране ценных сведений. Они включают в себя: ограничение или полное исключение свободного доступа посторонних лиц к закрытой информации, без согласия ее обладателя, введение на специальных документах грифа <коммерческая тайна>.
Закон, однако, оговаривает, что режим коммерческой тайны не может использоваться в целях сокрытия преступлений и нанесения ущерба интересам государственной безопасности. Лицам, которые передали информацию под грифом <коммерческая тайна> судебным, правоохранительным органам в целях необходимости защиты законных прав государства, гарантируется освобождение от ответственности за ее разглашение. Если же должностные лица нарушат конфиденциальность полученной информации, используют ее в личных корыстных целях, то фирма имеет право подать на эти органы власти в суд и заставить их возместить убытки. Эксперты уверены, что режим коммерческой тайны позволит защитить техническую документацию, правовая охрана которой в отечественном законодательстве проработана недостаточно. Этот пробел в законодательстве значительно сдерживает инновационные и инвестиционные процессы, тормозя экономический прогресс в стране.
Коммерческая тайна является одним из важнейших видов информации и имеет огромное значение для развития нашей экономики, прокомментировал законопроект один из его инициаторов, председатель Комитета по информационной политике Константин Ветров. Только при действенной охране собственных технологий, изобретений можно развивать реальный сектор экономики на базе добросовестной конкуренции. Ведь порой конкурентная борьба подменяется банальным промышленным шпионажем, бандитскими разборками и произволом. Закон позволит обуздать беспредел, определит правила цивилизованной конкурентной борьбы, которая будет способствовать экономическому прогрессу.
Хотя закон принят большинством голосов, некоторыми депутатами было высказано опасение, что документ позволит работодателю под предлогом сохранения коммерческой тайны злоупотреблять служебным положением в отношении подчиненных, даже, возможно, нарушая их права. Также вызвало критику положение о том, что работник обязан незамедлительно сообщать работодателю о ставших ему известными случаях разглашения информации, составляющей коммерческую тайну, поскольку это может породить явление массового <стукачества> на предприятиях. Существуют также опасения, что недобросовестные собственники предприятий попытаются превратить в <секрет фирмы> и свои недобросовестные махинации в отношении формирования цен на энергетические тарифы.
Однако эти вопросы могут быть решены при подготовке проекта ко второму чтению.
Обозрение "Думская панорама"