В Государственной Думе прошел семинар-совещание председателей комитетов (комиссий) законодательных органов и руководителей подразделений исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам социальной политики на тему: <Совершенствование законодательства в области трудовых отношений, занятости и социального обеспечения>. В ходе семинара обсуждались проблемы законодательного обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, вопросы занятости населения, социальной защиты и социального страхования, реформирования системы пенсионного обеспечения. С приветственным словом выступил Председатель Государственной Думы Геннадий Селезнев.
- Законодателям очень полезно услышать мнение представителей регионов о том, как осуществляется на местах исполнение федеральных законов, какие проблемы появляются в ходе их реализации и какие самые насущные задачи возникают у государства с учетом интересов различных территорий нашего Отечества, сказал Г.Селезнев.
Именно Дума третьего созыва приняла Трудовой кодекс Российской Федерации, составляющий одну из основ современной социальной политики. Эта важнейшая сфера социальных отношений, непосредственно затрагивающая интересы миллионов работников нашей страны, имеет первостепенное значение. ТК вступил в силу 1 февраля 2002 года. И уже сейчас можно обсуждать его достоинства и недостатки. Из регионов поступило большое количество поправок. Бесспорно, их нужно очень тщательно рассматривать. В связи с этим считаю решение Комитета по труду и социальной политике создать рабочую группу по подготовке комплексного, согласованного проекта федерального закона о внесении изменений и дополнений в этот кодекс своевременным и правильным.
Полагаю исключительно важным добиться, чтобы Трудовой кодекс РФ в полной мере выполнил свое предназначение надежно обеспечивать права наемных работников и работодателей, гарантировать взаимную ответственность участников трудовых отношений, активно способствовать экономическому росту и социальному прогрессу в нашей стране. Это одна из многочисленных крупных задач, которую необходимо решать совместными усилиями федерального центра и субъектов Федерации.
В системе социального обеспечения центральное место заняли проблемы пенсионного обеспечения. В результате стремительных перемен, произошедших в нашем обществе в последнее десятилетие, пенсионеры России стали одной из наиболее ущемленных категорий населения. Во имя повышения уровня жизни и социального благополучия наших сограждан, своим трудом заслуживших право на достойное пенсионное обеспечение, Государственная Дума постоянно работает над пенсионным законодательством. В результате многих законодательных инициатив и благодаря постоянным усилиям Президента Российской Федерации размеры пенсии пусть медленно, но растут.
Сегодня средний размер пенсии более или менее сопоставим с прожиточным минимумом. Но беда в том, что рост цен на продукты и товары первой необходимости обгоняет рост пенсий. В результате многие пенсионеры остаются в числе самых беднейших слоев населения. Поэтому необходим значительный рост базовой, страховой, накопительной частей трудовой пенсии. Но это возможно прежде всего на основе более высоких темпов экономического роста и существенного повышения заработной платы работников. В стране уже сложилась дурная практика: как только повышают пенсии, по городам и весям объявляется повышение тарифов. Особенно это характерно для Москвы. По сути, добавленные к пенсии рубли тут же и отбираются.
Мы ждем от правительства внесения в Госдуму на ратификацию Европейской социальной хартии. Страны Европы, ратифицировавшие ее, придерживаются принципиально иного подхода к выплате минимальной заработной платы и минимальной пенсии. Там считается, что заработная плата должна не менее чем в 2,5 раза превышать прожиточный минимум, а пенсия как минимум в полтора раза. Вот стандарт. Когда мы к нему подойдем, не знаю, но стремиться к этому надо. Иначе у нас не будет четкого принципа, как решать подобные вопросы.
Особенно острая проблема совершенно неудовлетворительный уровень заработной платы работников бюджетных организаций. Недавно Государственная Дума отвергла первоначальный вариант решения этой проблемы. Однако это не означает, что мы вообще против реформы зарплаты бюджетников. Напротив, реформа крайне нужна, но, во-первых, она не должна решаться путем перекладывания финансового бремени на плечи субъектов Российской Федерации. Во-вторых, необходимо действительно ощутимо повысить размеры оплаты труда работников бюджетных организаций, а если потребуется провести серьезное сокращение государственного аппарата, который сегодня превышает количество чиновников, которое было в Советском Союзе.
Очевидно, что степень результативности решения социальных проблем в значительной степени зависит от уровня финансирования соответствующих социальных программ. В настоящее время в Государственной Думе рассматриваются президентские законодательные инициативы о реформе местного самоуправления, предусматривающие разграничение финансовой ответственности между различными уровнями власти.
Я изначально заявлял о необходимости тесной увязки каждого расходного полномочия федеральных, региональных и местных властей с соответствующим, причем надежным и реальным финансовым ресурсом. Такой подход был поддержан большинством депутатов Государственной Думы в обращении к Председателю Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2003 года о необходимости внесения изменений и дополнений в бюджетное и налоговое законодательство. И мы будем добиваться необходимого перераспределения доходных источников между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Федерации и местными бюджетами. Мы просили внести эти предложения до 1 апреля, но правительство до сих пор так ничего и не внесло.
Государственная Дума отказалась рассматривать Федеральный закон <Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации> во втором чтении и правильно поступила до тех пор, пока мы не увидим предложения по изменению и дополнению в Бюджетный и Налоговый кодексы.
В настоящее время и в правительстве, и в Государственной Думе активно обсуждаются очередные новации в налоговой политике государства, прорабатываются планы существенного сокращения ряда налогов. Конечно, необходимо уменьшить налоговую нагрузку на экономику. Понятно и стремление предпринимателей добиться сокращения налога на добавленную стоимость, Единого социального налога. Как известно, его значительная часть направляется на социальное страхование и в Пенсионный фонд Российской Федерации. Я считаю, что в налоговой политике государства обязательно должны учитываться нужды социальной сферы, тем более в условиях, когда десятки миллионов людей проживают за чертой бедности, а бедность стала главным пороком для России.
Недопустимо, чтобы в такой богатой стране, как Россия, существовала проблема бедности для значительной части нашего населения. Необходимо постоянно думать о том, как не подорвать бюджетное финансирование программ по оздоровлению детей, социальной помощи инвалидам и ветеранам, других социальных выплат. При этом федеральный центр не должен возлагать на регионы непомерную для них долю расходов на содержание социальной сферы. В то же время насущной остаются задачи твердого государственного контроля над расходованием на всех уровнях бюджетных средств. В том числе и на социальные нужды.
Сегодня наша страна переживает большие трудности. Мы имеем явно недостаточный для потребностей общества и задач государства экономический потенциал и ограниченные бюджетные ресурсы. Самое главное не допустить, чтобы такая ситуация приняла застойный и затяжной характер. Я уверен, что общими усилиями мы способны вывести Россию на гораздо более высокий уровень экономического, социального и духовного развития. Однако для того, чтобы это стало реальностью, нужен глубокий объективный анализ сегодняшнего положения в стране, активный поиск решения стоящей перед нами проблемы.
Обозрение "Думская панорама"