Новости науки "Русского переплета" Rambler's Top100

Подписаться на новости

АВТОРСКИЕ НАУЧНЫЕ ОБОЗРЕНИЯ

"Физические явления на небесах" | "Terra & Comp" (Геология и компьютеры) | "Неизбежность странного микромира"| "Научно-популярное ревю"| "Биология и жизнь" | Теорфизика для малышей

Проект поддержан Международной Соросовской Программой образования в области точных наук.
Новости из мира науки и техники
The Best of Russian Science and Technology
Страницу курирует проф. В.М.Липунов

03.02.2024

Астрономы сделали беспрецедентное открытие в поисках воды в космосе

Астрономы с помощью космического телескопа "Хаббл" обнаружили молекулы воды в атмосфере небольшой экзопланеты, расположенной на расстоянии 97 световых лет от Земли. Эта экзопланета, получившая название GJ 9827d, примерно в два раза больше Земли по диаметру и является самой маленькой экзопланетой, в атмосфере которой обнаружен водяной пар.

Хотя вода необходима для жизни, как мы ее знаем, экстремальные температуры на GJ 9827d делают крайне маловероятным существование на ней какой-либо формы жизни. Палящие температуры превратили бы богатую водой атмосферу в пар. Тем не менее, это открытие открывает новые возможности для дальнейшего изучения происхождения планет за пределами нашей Солнечной системы.

Результаты этого исследования были опубликованы в четверг в журнале The Astrophysical Journal Letters. Лаура Крайдберг, руководитель отдела атмосферной физики экзопланет в Институте астрономии Макса Планка, назвала обнаружение воды на такой маленькой планете "эпохальным открытием", которое приближает нас к описанию действительно похожих на Землю миров.

Температура на GJ 9827d достигает 800 градусов по Фаренгейту (427 градусов по Цельсию), что делает ее негостеприимным миром, сравнимым с Венерой. Бьорн Беннеке, профессор Института исследований экзопланет имени Троттье при Монреальском университете, подчеркивает, что это открытие имеет большое значение, поскольку дает прямое доказательство того, что планеты с богатыми водой атмосферами могут существовать вокруг других звезд. Это важнейший шаг на пути к определению распространенности и разнообразия атмосфер на каменистых планетах.

Однако исследователям еще предстоит выяснить истинную природу атмосферы GJ 9827d. Неясно, обнаружил ли "Хаббл" следы водяного пара в атмосфере, богатой водородом, или же планета имеет богатую водой атмосферу вследствие испарения ее первоначальной водородной и гелиевой атмосферы звездой-хозяйкой.

Пьер-Алексис Рой, ведущий автор исследования и докторант Института Троттье Монреальского университета, объясняет, что их программа наблюдений была специально разработана для обнаружения водяного пара в атмосфере GJ 9827d. Команда очень рада любому результату, поскольку он позволит получить ценные сведения о составе атмосферы планеты.

Открытие GJ 9827d было сделано миссией НАСА "Кеплер" в 2017 году. Эта экзопланета вращается вокруг красной карликовой звезды в созвездии Рыб и совершает один оборот каждые 6,2 дня. В течение трех лет астрономы наблюдали за GJ 9827d во время 11 транзитов, когда планета пересекалась со своей звездой. Анализируя звездный свет, отфильтрованный через атмосферу планеты, они смогли измерить сигнатуру молекул воды.

Это революционное открытие расширяет наши представления об экзопланетах и их потенциальной возможности иметь богатые водой атмосферы. Оно подчеркивает необходимость дальнейших исследований, чтобы разгадать тайны планет за пределами нашей Солнечной системы.

По информации https://earth-chronicles.ru/news/2024-02-02-176936