Новости науки "Русского переплета" Rambler's Top100

Подписаться на новости

АВТОРСКИЕ НАУЧНЫЕ ОБОЗРЕНИЯ

"Физические явления на небесах" | "Terra & Comp" (Геология и компьютеры) | "Неизбежность странного микромира"| "Научно-популярное ревю"| "Биология и жизнь" | Теорфизика для малышей

Проект поддержан Международной Соросовской Программой образования в области точных наук.
Новости из мира науки и техники
The Best of Russian Science and Technology
Страницу курирует проф. В.М.Липунов

04.10.2020

«Уединенное» происхождение остатков сверхновой Кассиопея А получает объяснение

Массивные звезды заканчивают свой жизненный цикл мощными взрывами, известными как сверхновые. Выбросы сверхновых, лишенных водородных оболочек, демонстрируют лишь незначительные следы водорода или вовсе отсутствие оных, что указывает на отторжение богатых водородом внешних слоев звезды еще до взрыва сверхновой.

Ученые предполагают, что эти звезды в основном формируются в двойных звездных системах, где одна из звезд срывает внешние газовые оболочки с другой звезды, воздействуя на нее своей гравитацией. До настоящего времени астрономы неоднократно пытались обнаружить в окрестностях мест взрыва таких сверхновых, лишенных оболочек, звезду-компаньона. В результате проведения некоторых обзоров неба звезды-компаньоны были обнаружены, но известно также множество случаев, когда исследователи не могли найти звезду-компаньона – и эти случаи представляют собой серьезную проблему для гипотезы двойной системы. Наиболее известным таким проблемным случаем являются остатки сверхновой Кассиопея А, представляющие собой остатки сверхновой, лишенной водородных оболочек, которые, согласно прогнозам, должны иметь звезду-компаньона, однако неоднократно проводимые наблюдения такую звезду не обнаружили.

В новой работе группа ученых под руководством доктора Рёсукэ Хираи (Ryosuke Hirai) из научно-исследовательского центра ARC Center of Excellence for Gravitational Wave Discovery (OzGrav), Австралия, предлагает новый сценарий формирования этих сверхновых, лишенных водородных оболочек.

Согласно сценарию Хираи и его команды, «сдувание» водородных оболочек со звезды, находящейся на последних этапах жизненного цикла, происходит не за счет перетягивания массы звездой-компаньоном, а за счет раннего взрыва звезды-компаньона как сверхновой и формирования мощной ударной волны, выталкивающей в сторону внешние оболочки расположенного рядом красного гиганта – звезды, находящейся на заключительных этапах жизненного цикла. Такая гипотеза хорошо подтверждается в случае остатков сверхновой Кассиопея А, для которых наблюдения выявили объект, похожий на водородную оболочку звезды, сдутую в результате гипотетической вспышки первой по счету сверхновой в системе и удалившуюся в настоящее время на расстояние порядка 30-50 световых лет от центрального объекта, представляющего собой остаток второй сверхновой, пояснили авторы.

Исследование опубликовано в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

По информации https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20201004092531