Новости науки "Русского переплета" Rambler's Top100

Подписаться на новости

АВТОРСКИЕ НАУЧНЫЕ ОБОЗРЕНИЯ

"Физические явления на небесах" | "Terra & Comp" (Геология и компьютеры) | "Неизбежность странного микромира"| "Научно-популярное ревю"| "Биология и жизнь" | Теорфизика для малышей

Проект поддержан Международной Соросовской Программой образования в области точных наук.
Новости из мира науки и техники
The Best of Russian Science and Technology
Страницу курирует проф. В.М.Липунов

16.12.2019

«Потерянные» железные метеориты могут скрываться под антарктическим льдом

Ученые исследуют отдаленную ледяную шапку Антарктики на предмет находки редких метеоритов, полных железа и хранящих секреты истории нашей солнечной системы, насчитывающей около 4,5 миллиардов лет.

Во время шестинедельной экспедиции британская команда надеется найти до пяти железных метеоритов в районе в 15 квадратных километров. Этого будет достаточно для ученых, чтобы выяснить ключевые химические и физические ключи к условиям ранней Солнечной системы.

По данным НАСА, из примерно 500 метеоритов, которые каждый год достигают поверхности Земли, являются камнями из разрушенных астероидов - обычно их размер варьируются от гальки до кулака.

Но примерно 5% всех метеоритов, которые падают на Землю, состоят из железо-никелевого сплава, известного как метеорное железо, и считается, что они происходят из ядер планетезималей - небольших планетоподобных объектов в ранней солнечной системе, которые часто сбиваются вместе чтобы создать большие планеты.

«Эта группа метеоритов имеет естественный научный интерес в том, что они рассказывают нам о том, как маленькие тела формировались и развивались в начале истории Солнечной системы - около 4,5 миллиардов лет назад», - сказала специалист по метеоритам Кэтрин Джой из Университета Манчестера, одна из руководители экспедиции «Потерянные метеориты Антарктиды».

В теории, Антарктида - отличное место для поиска метеоритов, рассказала Джой для «Live Science» в электронном письме со станции Rothera, базы Британской антарктической службы (BAS) на Антарктическом полуострове.

«Метеориты хорошо сохранились во льду - они не подвержены частым дождям, которые могут частично загрязнить их в других местах планеты», - сказала она. «Будучи темного цвета, их также легко заметить на поверхности белого льда».

Метеориты также часто концентрируются в результате движения льда в течение нескольких лет в областях открытого голубого льда - по этой причине известные зоны обтекания метеоритов. «Таким образом, мы можем частенько собрать много образцов на довольно маленькой территории», - сказала она.

Но есть проблема: железные метеориты обнаруживаются в Антарктиде гораздо реже, чем обычно - менее чем в 1% случаев.

Британские ученые полагают, что теперь они знают, почему: богатые железом метеориты сильнее нагреваются во время их входа в атмосферу, чем каменные метеориты, заставляя их расплавлять лед и глубже уходить под поверхность льда.

«Мы выдвинули гипотезу, что эти железные метеориты лежат прямо под поверхностью льда вне поля зрения», - сказал один из руководителей экспедиции математик Манчестерского университета Джефф Эватт, в электронном письме со станции Halley. «Надеюсь, мы сможем найти что-то в этом сезоне, используя подход на основе металлоискателя».

Команда из пяти человек, включая Джой и Эватта, начнет искать железные метеориты у горного хребта Шеклтон, к юго-востоку от моря Уэдделла и примерно в 750 км к югу от станции Халли, ближайшей базы.

Эватт сказал, что команда по очереди будет использовать два специально разработанных широкодиапазонных металлоискателя, буксируемых снегоходами.

По его словам, каждая группа металлодетекторов оснащена пятью детекторами шириной около 1 метра, поэтому команда может исследовать 10-метровую полосу льда.

Район, выбранный для этого, находится в пределах диапазона поддержки с воздуха станции Галлея, и на поверхности очень мало поверхностных камней, чтобы замедлить любые операции буксировки детекторов.

Математическое моделирование зон обтекания метеоритами, выполненное математиком Манчестерского университета Эндрю Смедли, также предполагает, что в районе съемки может быть много железных метеоритов чуть ниже поверхности льда, сказал он.

Теперь мы готовы к большому улову - сказали они.

По информации https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20191216011549