Новости науки "Русского переплета" Rambler's Top100

Подписаться на новости

АВТОРСКИЕ НАУЧНЫЕ ОБОЗРЕНИЯ

"Физические явления на небесах" | "Terra & Comp" (Геология и компьютеры) | "Неизбежность странного микромира"| "Научно-популярное ревю"| "Биология и жизнь" | Теорфизика для малышей

Проект поддержан Международной Соросовской Программой образования в области точных наук.
Новости из мира науки и техники
The Best of Russian Science and Technology
Страницу курирует проф. В.М.Липунов

14.12.2019

Межзвездная комета 2I/Борисов пролетает мимо Солнца

Когда астрономы видят во вселенной что-то, что на первый взгляд кажется единственным в своем роде, это обязательно вызывает много волнения и внимания. Например комету 2I/Борисов. Этот загадочный посетитель из глубин космоса - первая идентифицированная комета, прибывшая сюда из другой системы. Мы не знаем, откуда и когда комета начала направляться к нашему Солнцу, но она не будет долго здесь находиться. Гравитация Солнца слегка отклонит ее траекторию, но не сможет захватить ее из-за формы ее орбиты и высокой скорости - около 160 000 километров в час.

Телескопы по всему миру наблюдали за мимолетным посетителем. Космический телескоп НАСА им. Хаббла обеспечил самые четкие фотографии. С октября космический телескоп следит за кометой, словно спортивный фотограф, за лошадьми, мчащимися по беговой дорожке. Хаббл обнаружил, что сердце кометы, рыхлая агломерация льдов и частиц пыли, вероятно, имеет ширину не более 1 километра. Хотя комета Борисова является первой в своем роде, без сомнения, есть много других комет-бродяг, которые курсируют в пространстве между звездами. Астрономы с нетерпением будут искать следующего таинственного посетителя из-за пределов Солнечной системы.

На этих двух снимках, сделанных Хабблом, запечатлена комета 2I/Борисова, пронизывающая нашу Солнечную систему и возвращающаяся в межзвездное пространство. Это второй межзвездный объект, который, как известно, прошел через Солнечную систему.

16 ноября 2019 г., фото (слева)

Комета появляется перед далекой фоновой спиральной галактикой (2MASX J10500165-0152029). Яркое центральное ядро ​​галактики размыто на изображении, потому что Хаббл следил за кометой. В этой экспозиции комета Борисова находилась примерно в 330 миллионах километров (18 световых минут) от Земли. Хвост выброшенной пыли отходит в верхний правый угол. Комета была искусственно окрашена в синий цвет, чтобы различать мелкие детали в ореоле пыли или коме, окружающей центральное ядро. Это также помогает визуально отделить комету от фоновой галактики.

9 декабря 2019 г., фото (справа)

Хаббл вновь сфотографировал комету вскоре после ее самого близкого приближения к Солнцу, где она получила максимальный нагрев, проведя большую часть своей жизни в холодном межзвездном пространстве. Комета также достигла невероятной максимальной скорости около 160 000 километров в час. На этой фотографии комета Борисова находится на расстоянии 300 миллионов километров (16.7 световых минут) от Земли, у внутреннего края пояса астероидов, но под ним. Ядро, скопление льдов и пыли, все еще слишком мало, чтобы его можно было разглядеть. Яркая центральная часть - кома, состоящая из пыли, покидающей поверхность. Комета приблизится к Земле в конце декабря на расстоянии 290 миллионов километров (16.1 световых минут).

«Хаббл дает нам наилучшие снимки для оценки размера ядра кометы Борисова, которое является действительно важной частью кометы», - сказал Дэвид Джевитт, профессор планетологии и астрономии из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Это первая подтвержденная межзвездная комета. «Удивительно, но наши снимки Хаббла показывают, что ее ядро ​​более чем в 15 раз меньше, чем предполагали предыдущие исследования. Наши снимки с Хаббла показывают, что ее диаметр не дотягивает до километра. Знание размера полезно для оценки того, насколько часто такие объекты могут находиться в солнечной системе и в нашей галактике. Борисов - первая известная межзвездная комета, и мы хотели бы узнать, сколько их еще будет и было".

Российский астроном-любитель из Крыма Геннадий Борисов обнаружил комету 30 августа 2019 года и сообщил о своих измерениях в Центру малых планет Международного астрономического союза в Кембридже, штат Массачусетс. Центр изучения околоземных объектов при Лаборатории реактивного движения НАСА в Пасадене, штат Калифорния, в сотрудничестве с Центром малых планет вычислил орбиту кометы, которая показывает, что она пришла откуда-то из нашей галактики Млечный Путь, но точка происхождения неизвестна.

Тем не менее, наблюдения, проведенные многочисленными телескопами, показывают, что химический состав кометы похож на кометы, обнаруженные в нашей солнечной системе, что свидетельствует о том, что кометы также образуются вокруг других звезд. К середине 2020 года комета уже преодолеет Юпитер в 800 миллионов километров и вернется в ледяную бездну межзвездного пространства.

По информации https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20191213185033