При этом их имена оказались произвольными — ранее считалось, что такие есть только в человеческом языке
Обращаясь к сородичам, саванные слоны используют имена — индивидуальные голосовые маркировки. К такому выводу пришли зоологи, проанализировав 469 звуковых сигналов этих травоядных, записанных на охраняемых территориях в Кении. Как отмечается в статье для журнала Nature Ecology & Evolution, ранее использование аналогов имен было продемонстрировано для афалин и некоторых попугаев. Однако у этих животных имена представляют собой подражания индивидуальным крикам конкретных сородичей — а у слонов, как у и людей, они произвольны.
Люди — не единственные живые существа, которые используют личные имена при общении. Похожим образом ведут себя и некоторые животные. Например, афалины (Tursiops truncatus) и центральноамериканские попугаи оранжеволобые аратинги (Eupsittula canicularis) обращаются к конкретной особи своего вида, имитируя индивидуальный сигнал, который она регулярно издает для самоидентификации. Впрочем, между человеческими именами с одной стороны и именами дельфинов и попугаев с другой есть существенное различие: первые являются произвольными (то есть звучание имени и его значение не связаны напрямую), а вторые основаны на подражании и потому непроизвольны.
Команда зоологов под руководством Майкла Пардо (Michael A. Pardo) из Университета штата Колорадо описала первый потенциальный пример непроизвольных личных имен у животных. В центре внимания исследователей оказались саванные слоны (Loxodonta africana) — социальные животные с высоким интеллектом, которые общаются с сородичами с помощью низкочастотного рокота и других звуков. При этом звуковые сигналы каждой особи индивидуальны.
Пардо и его коллеги проанализировали 469 звуковых сигналов саванных слонов, которые были записаны на трех охраняемых территориях в Кении: в национальном парке Амбосели в Кении в 1986–1990 годах и в заповедниках Самбуру и Буффало-Спрингс в 2019–2020 и 2021–2022 годах. Во всех случаях сбор данных велся в группах, состоящих из самок с детенышами. Поскольку популяции в Амбосели и Самбуру и Буффало-Спрингс находятся под наблюдением ученых уже несколько десятилетий, исследователи различали местных слонов по форме ушей и могли указать, какая именно особь издала определенный сигнал и при каких социальных обстоятельствах.
Оказалось, что звуковые сигналы слонов меняются в зависимости от того, кому из сородичей они адресованы. При этом сигналы с одними и теми же источником и адресатом напоминали друга друга сильнее, чем сигналы с одним и тем же источником и разными адресатами. Это свидетельствует, что звуковые сообщения слонов содержат информацию, индивидуальную для получателей. Иными словами, при обращении к другим особям своего вида эти травоядные маркируют их с помощью голоса. Воспользовавшись компьютерным моделированием, исследователи верно определили адресатов звуковых сигналов слонов в 27,5 процента случаев — достоверно лучше, чем при случайном угадывании. Успешнее всего модель показала себя при работе со звуками, которые эти травоядные производили во время контактов друг с другом (42 процента верных ответов) и при заботе о сородичах (46,8 процента). При этом в сообщениях, производимых взрослыми самками, выявить адресата было легче (32,8 процента правильных ответов), чем в сообщениях молодых особей (3,8 процента). Вероятно, слоны используют голосовые маркировки для сородичей не постоянно, а лишь в определенных контекстах (это же верно для имен дельфинов и людей).
В отличие от дельфинов и попугаев, у слонов нет отдельных сигналов для самоидентификации, однако отдельные особи отличаются друг от друга характеристиками голоса. Пардо с соавторами предположил, что эти травоядные могут обращаться к сородичам, подражая их голосовым особенностям. Однако дополнительный анализ 236 сигналов не подтвердил данную идею: сообщения, адресованные определенной особи, оказались похожи на ее собственные сигналы не больше, чем на сообщения, адресованные другим особям. Таким образом, обращения слонов друг к другу не основаны на имитации и могут считаться произвольными именами. Ранее считалось, что такие имена существуют только в человеческом языке.
У людей и дельфинов разные особи используют одно и то же имя для обращения к конкретному сородичу. Исследователи решили проверить, верна ли эта закономерность для слонов. Оказалось, что сообщения от разных источников к одному и тому же адресату действительно похожи друг на друга больше, чем сообщения от разных источников разным адресатам. Таким образом, между разными особями, обращающимися к одному и тому же сородичу, существует определенная голосовая конвергенция. Тем не менее результаты моделирования оказали лишь слабую поддержку идее о том, что разные слоны пользуются одним и тем же именем для конкретного сородича. Возможно, это связано с недостаточным количеством данных.
В завершение Пардо с коллегами попытался проверить полученные выводы на практике. Для этого они проиграли 17 диким слонам записи адресованных им звуковых сигналов сородичей. В качестве контроля использовались сигналы от тех же сородичей, но адресованные другим особям. Как и ожидали авторы, слоны, которым проигрывали адресованные им сообщения, быстрее приближались к динамику, раньше начинали издавать звуки и производили их в большем количестве. Таким образом, они отличали обращения к себе от обращений к другим особям.
Саванные слоны используют для общения не только голос, но и жесты. Недавно ученые выяснили, что приветствие у этих травоядных включает в себя совокупность вокализаций, движений и жестов, многие из которых направлены на получателя и зависят от того, смотрит он или нет. В частности, слоны чаще используют тихие визуальные жесты, когда внимание адресата направлено на них, а тактильные — когда внимание нужно привлечь.
По информации https://nplus1.ru/news/2024/06/11/elephants-names