25.01.2022

Новые «роботизированные глаза» будут всматриваться в нашу галактику Млечный путь

Благодаря новой автоматизированной системе, международная коллаборация, включающая ученых из Торонтского университета, Канада, усовершенствовала обзор неба Sloan . . .

25.01.2022

Закручивющиеся джеты молодой звезды запечатлены обсерваторией «Джемини-Юг»

Джеты, наблюдаемые со стороны молодых звезд, часто сопровождают рождающиеся светила и, предположительно, причина их возникновения связана с взаимодействием . . .

24.01.2022

Жизнь на суперземлях сможет продержаться дольше из-за лучшей защиты от космического излучения

Согласно результатам нового научного исследования, у жизни на суперземлях — планетах массой больше нашей — может быть больше времени для развития из-за более . . .

На орбите Земли к 2024 году появится первая космическая киностудия

Компания Space Entertainment Enterprise объявила о строительстве первой космической киностудии. Она будет выполнена в виде модуля для Международной космической станции (МКС) и . . .

24.01.2022

Учёные нашли некторое сходство образования метана на Марсе с земными процессами

Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) США сообщило на своём сайте о результатах исследования, посвящённого . . .

24.01.2022

Японцы пролжили самый длинный в мире сегмент сверхпроводящего силового кабеля

По данным японских источников, в префектуре Миядзаки подрядчик протянул самый длинный в мире сегмент сверхпроводящего силового кабеля для передачи . . .

24.01.2022

В карликовой обнаружена чёрная дыра, порождающая молодые звёзды

Как выяснилось, чёрные дыры являются не только разрушительной силой, способной уничтожать целые звёзды — они также создают условия для их зарождения. Этот . . .

21.01.2022

Новые данные о «звездном топливе» окрестностях галактик

Большинство галактик, включая нашу собственную, растут за счет накопления нового материала и превращения его в звезды – это то, что известном ученым об этих . . .

21.01.2022

Китай строит небольшую "искусственну луну" для гравитационных экспериментов

Китайские исследователи недавно разработали установку, предлагающую среду с низкой гравитацией с помощью магнетизма для имитации лунных условий. Приборы будут . . .

В Млечном Пути обнаружена группа из удивительно примитивных звезд

Используя данные наземных и космических телескопов, астрономы обнаружили в Млечном Пути звездный поток, члены которого содержат невероятно мало элементов . . .

21.01.2022

Раскрыт источник энергии, пиающий гигантские полярные вихри Юпитера

Космический аппарат «Juno», прибывший в систему Юпитера в 2016 году, стал первым, которому удалось получить снимки полюсов гиганта. Российский телескоп FREND обнаружил . . .

21.01.2022

Найдена потенциальная причина мощнейшего магнитного поля молодой Луны

Образцы лунной породы, доставленные на Землю американскими астронавтами в рамках программы «Аполлон», не только предоставили ученым новые данные о нашем . . .

20.01.2022

Впервые зафиксировано вторжение дной звезды в систему другой

Молодая звезда Z Большого Пса, подвергшаяся «нападению», располагается на расстоянии примерно 3750 световых лет от Земли. Российский телескоп FREND обнаружил . . .

20.01.2022

Астрономы нали гигантские облака газа, подсвеченные активным ядром галактик

Ученые обнаружили две находящиеся в процессе слияния с компаньоном системы галактик, в которых следы активности центральной черной дыры видны на гигантских . . .

20.01.2022

Впервые найдена черная дыра, которая создат звезды, а не поглощает их

Телескоп "Хаббл" обнаружил стимулирующую звездообразование черную дыру Центральная область карликовой галактики Henize 2-10 с черной дырой и вспышкой звездообразования

На снимке космического телескопа "Хаббл" астрономы увидели мост из горячего газа, соединяющий черную дыру в центре карликовой галактики Henize 2-10 и ближайшую область звездообразования. Данные о скорости истечения газа из черной дыры и возрасте звезд указывают на причинно-следственную связь между ними. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.

Черные дыры обычно представляют как монстров Вселенной, разрывающих приближающиеся звезды и поглощающих их вещество. Данные, полученные телескопом "Хаббл", показывают черную дыру в центре галактики Henize 2-10 в новом свете. Она не подавляет, а стимулирует звездообразование вокруг себя. Снимки Хаббла и результаты спектроскопии демонстрируют отток газа от черной дыры к области рождения ярких звезд.

Карликовая галактика Henize 2-10 находится в 30 миллионах световых лет от нас, в южном созвездии Пиксид. Количество звезд в ней примерно в десять раз меньше, чем в Млечном Пути, а в центре находится массивная черная дыра. В связи с этим десять лет назад эта маленькая галактика уже оказывалась в центре внимания астрономов в связи с дискуссией о возможности образования массивных черных дыр внутри непропорционально маленьких галактик.

"С самого начала было понятно, что в Henize 2-10 происходит что-то необычное. Теперь "Хаббл" предоставил четкую картину связи между черной дырой и соседней областью звездообразования", — приводятся в пресс-релизе НАСА слова одного из авторов исследования Эми Рейнс (Amy Reines) из Университета штата Монтана в США.

Ученые считают, что несколько миллионов лет назад поток горячего газа врезался в плотное газовое облако и растекся, "как вода из шланга, ударившаяся о насыпь грязи". Теперь скопления молодых звезд выстраиваются перпендикулярно потоку, отмечая путь его распространения. Данные спектроскопии указывают на то, что поток газа двигался со скоростью около 1,6 миллиона километров в час.

"Henize 2-10 находится достаточно близко, на расстоянии всего 30 миллионов световых лет, чтобы "Хаббл" смог очень четко зафиксировать как изображения, так и спектроскопические свидетельства истечения из черной дыры. Сюрпризом стало то, что вместо того, чтобы подавлять звездообразование, черная дыра провоцирует рождение новых звезд", — говорит ведущий автор исследования Закари Шутте (Zachary Schutte). Авторы отмечают, что в более крупных галактиках обычно наблюдается противоположный эффект — материал, падающий на черную дыру, уносится окружающими магнитными полями, образуя пылающие струи плазмы — джеты, движущиеся со скоростью, близкой к скорости света. Газовые облака, находящиеся на пути джетов, разогреваются выше предела возможного образования звезд. Но в случае с менее массивной черной дырой в Henize 2-10 и ее более мягким истечением газ сжат ровно настолько, чтобы вызвать новое звездообразование.

По информации https://ria.ru/20220120/chernayadyra-1768697321.html

В наблюдаемой Вселенной существует около 40 квинтиллионов чёрных дыр

Черные дыры, эти сверхмассивные космические объекты, которые не позволяют ни материи, ни свету вырваться наружу, завораживают весь мир. Однако они по-прежнему . . .

20.01.2022

Российский «Млечный путь» отследит в космосе объекты от пяти сантиметров

Перспективная российская система Млечный путь будет способна отслеживать космические объекты размером от пяти сантиметров, находящиеся на высоте до 2500 . . .

20.01.2022

Первый археологический эксперимент в космосе

Первый в мире – и в Солнечной системе – археологический проект стартовал на этой неделе на Международной космической станции (МКС). В этом проекте предполагается . . .

Активное ядро галактики NGC 2992 раскрывает свои тайны

Исследователи провели совместные наблюдения активного ядра галактики (АЯГ) под названием NGC 2992, используя радиообсерваторию Very Long Baseline Array (VLBA) и космический . . .

20.01.2022

Древний Марс мог быть влажным, но холодным три миллиарда лет назад

Команда исследователей создала модели климатических условий на поверхности Марса, которые показали существование океана в северной части Красной планеты в . . .