“Хаббл” показал спиральную галактику NGC 6946

Астрономы с помощью космического телескопа “Хаббл” (НАСА / ЕКА) получили новую удивительную фотографию небольшой спиральной галактики NGC 6946, обращённой к нам . . .

Ученые уточнили массы и плотности семи планет системы TRAPPIST-1

Система красного карлика TRAPPIST-1 является домом для самой большой группы схожих по размеру с Землей планет. Подробный анализ наблюдений за экзопланетами в системе . . .

23.01.2021

Солнечная система формировалась в два этапа, заявили ученые

Два различных эпизода формирования популяций планетезималей, которые в дальнейшем накапливают материал из диска и растут в ходе взаимных столкновений, приводят . . .

23.01.2021

Ученые подсчитали число африканских слонов из космоса

С помощью спутниковых изображений и алгоритмов машинного обучения ученые из Батского университета (Великобритания) подсчитали, что на Земле в дикой природе . . .

23.01.2021

Волна как пончик: как в пространстве распределен заряд электрона

Как сообщает сайт ТГУ, исследователи провели расчеты и предложили схему эксперимента, где электронная волна де Бройля выглядит как пончик (так называемый закрученный электрон) и излучает электромагнитные волны так, как будто электрический заряд находится не в малой области, а распределен по всему «пончику». Если расчеты подтвердятся в экспериментах, это будет означать, что электрон, оставаясь элементарной частицей, может при определенных условиях проявлять себя как объект с некоторым пространственным распределением заряда.

В современных электронных микроскопах размеры электронной волны могут достигать миллиметров – в десятки миллиардов раз больше, чем квантовый размер электрона. Поэтому вопрос о том, в какой области пространства локализован заряд, играет принципиальную роль как для фундаментального понимания природы элементарных частиц, так и для целей электронной микроскопии.

Результаты опубликованы в журнале Physical Review A. Исследования поддержаны грантом Российского научного фонда (РНФ). Руководит проектом старший научный сотрудник лаборатории теоретической и математической физики ФФ ТГУ Дмитрий Карловец.

Элементарные частицы – электроны, позитроны, мюоны и другие – могут вести себя как волны. Область пространства, где находится такая волна вероятности, обычно называется неопределенностью координаты электрона. Сам термин «неопределенность» наталкивает на мысль, что мы не знаем, где именно внутри этой фиктивной волны находится реальный электрон с классическим размером – порядка одного фемтометра (одна миллионная одной миллиардной метра) или с квантовым размером – порядка ста фемтометров. Согласно распространенной интерпретации, если бы мы могли точно установить, где именно расположен электрон внутри волны вероятности, неопределенность обратилась бы в нуль и волна перестала бы существовать — произошел бы ее «коллапс». Эта точка зрения согласуется с многочисленными экспериментами, в том числе по излучению электромагнитных волн: электроны всегда излучают не как пространственно протяженные волны, а, скорее, как маленькие шарики с электрическим зарядом, находящиеся в очень малой области пространства.

Волны вероятности, как и более привычные волны фотонов – частиц света, всегда расплываются по мере распространения – становятся шире, неопределенность координаты увеличивается. С самого начала квантовой механики это свойство часто рассматривалось как некоторый изъян теории, связанный лишь с нашим незнанием точного местоположения электрона. Последние эксперименты по излучению таких электронов показывают, что даже при этом такая волна излучает так, будто внутри нее находится очень маленький заряженный шарик и весь заряд волны сосредоточен внутри шарика.

Но существует и другая «неточечная» интерпретация такой волны: заряд электрона можно представить как бы размазанным по всей волне подобно пучку многих частиц, но с общим зарядом, равным заряду одного электрона. За последние 10 лет физики научились придавать таким волнам различные формы, в частности форму радуги и пончика. Если бы первая, «точечная» интерпретация электронной волны была единственно возможной, то форма и размер волны вероятности не влияли бы на физические процессы, в которых принимает участие такой электрон. Однако исследователи знают, что это не так – она влияет. Электрон может вести себя и как облачко заряда определенной формы, если его положение в пространстве внутри облачка напрямую не измеряется.

– В нашей работе мы предложили схему эксперимента, в которой электронная волна имеет форму пончика – так называемый «закрученный электрон» – и излучает электромагнитные волны так, будто электрический заряд не локализован в малой области, а размазан по всему облаку. Это связано с тем, что волны сильно несимметричной формы, то есть не шарика, а, например, эллипса, пончика или радуги, приобретают дополнительную внутреннюю характеристику, называемую электрическим квадрупольным моментом. Такой эксперимент может включать металлическую дифракционную решетку, вблизи которой движутся электроны, – рассказывает Дмитрий Карловец, руководитель проекта по гранту РНФ, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник ФФ ТГУ.

Расчеты показывают, что специфическая форма волны приводит к необычному эффекту – нелинейному усилению излучения, в результате чего такой закрученный электрон излучит всю свою энергию и остановится намного быстрее, чем обычный.

– Если результаты наших расчетов подтвердятся в экспериментах, это будет означать, что вторая «неточечная» интерпретация волны вероятности также возможна, а сам электрон, оставаясь элементарной частицей, может при определенных условиях проявлять себя как объект с некоторым пространственным распределением электрического заряда. Существенно, что для проведения такого эксперимента не требуется использования дорогих установок, а достаточно обычного электронного микроскопа, доступного во многих, в том числе российских лабораториях, – отмечает Дмитрий Карловец.

По информации https://scientificrussia.ru/news/volna-kak-ponchik-kak-v-prostranstve-raspredelen-zaryad-elektrona

23.01.2021

Google внезапно закрыл амбициозный проект

Компания Alphabet (Google) сворачивает Project Loon, целью которого было создания сети беспроводное подключения к Интернету с помощью стратосферных шаров. О закрытии . . .

23.01.2021

Ученые назвали число этапов формирования Солнечной системы

Ученые из Великобритании, Германии и Швейцарии представили новую теоретическую модель двухэтапного формирования планет Солнечной системы. По мнению авторов, она . . .

23.01.2021

Настало время построить мега-спутник на орбите вокруг Цереры – и заселяться!

Физик Пекка Янхунен (Pekka Janhunen) из Финского метеорологического института разработал новую концепцию колонизации одного из космических объектов Солнечной системы . . .

23.01.2021

С борта МКС ученые проследили происхождение голубых молний в стратосфере

Каждый из нас не раз видел сверкающую молнию в небе. Но что в действительности нам известно об этом природном явлении? В попытке изучить как можно больше возможных . . .

23.01.2021

Эксперимент Saffire снова зажигает огонь в космосе

Наше понимание того, как огонь ведет себя в космосе, расширяется, поскольку недавно началось пятое исследование НАСА по данной тематике. Spacecraft Fire Safety Experiment-V (Saffire-V) . . .

23.01.2021

Открыта первая планета, похожая на Юпитер, но лишенная облаков

Астрономы из Гарвард-Смитсоновского астрофизического центра, США, впервые обнаружили планету юпитерианского типа, в атмосфере которой не наблюдается ни облаков, . . .

Глубина крупнейшего моря на Титане составила около 300 метров

Глубоко под слоем облаков атмосферы крупнейшего спутника Сатурна Титана лежит Море Кракена, состоящее из жидкого метана. В новом исследовании астрономы оценили, . . .

23.01.2021

Астрономы нашли систему из шести затмевающих друг друга звезд

Астрономы обнаружили первую систему, состоящую из трех затменно-двойных звезд. Как сообщается в препринте, доступном на arxiv.org, система TIC 168789840 может помочь . . .

23.01.2021

Ученые создали мировую карту углеродных потоков в лесах

Согласно новой карте потоков углерода в лесах планеты, с 2001 по 2019 годы эти биомы ежегодно выбрасывали в атмосферу 8,1±2,5 миллиардов тонн парниковых газов и . . .

Во Фленсбургском метеорите нашли самые старые карбонаты в Солнечной системе

Ученые обобщили результаты всех исследований метеорита Фленсбург. Оказалось, что в нем содержатся самые старые карбонаты во всей Солнечной системе. Статья . . .

23.01.2021

Аномальное явление на Земле заметили из космоса

Обсерватория Международной космической станции Atmosphere-Space Interactions Monitor (ASIM) зафиксировала пять голубых джетов — аномальную разновидность молний, которые бьют из . . .

Испаряющаяся экзопланета WASP-107b обладает удивительно низкой массой

Из-за очень близкого расположения к своей звезде атмосфера экзопланеты улетучивается в пространство, образуя кометоподобный хвост. Масса ядра внесолнечного . . .

21.01.2021

Астрономы получили снимок колыбели каменистой экзопланеты

Подковообразная структура в протопланетном диске вокруг молодой звезды является фабрикой по производству строительных блоков планет земного типа. Наблюдения . . .

21.01.2021

Магнитное поле Земли начало периодически пропадать: Что происходит?

В последнее время ученые начали регистрировать слишком много аномалий, связанных с магнитным полем Земли. Оно периодически ослабевает или вовсе исчезает, . . .

Ископаемый лес возрастом 280 миллионов лет обнаружен в… Антарктиде

Пень возрастом 280 миллионов лет все еще прикреплен к своим корням в Антарктиде. Растения росли на том месте, которое сегодня является самым ледяным континентом . . .