Статья журналистки Мелиссы Джун Роули (Melissa Jun Rowley) в сокращенном виде
Если к числу преимуществ цифровизации и автоматизации любого бизнеса относятся эффективность и сокращение опасных выбросов углекислого газа в атмосферу, то кому, как не энергетической отрасли, воспользоваться ими в первую очередь? Новые технологии, формирующие сегодняшний облик всей этой отрасли (большие данные, сенсоры и межмашинная коммуникация), вооружают нефтегазовые компании методиками автоматизации опасных производств и улучшения финансовых показателей, что, безусловно, на пользу как владельцам предприятий, так и трудовым коллективам.
Энергетическая отрасль заметно изменилась за последние годы, и во многом это произошло благодаря децентрализации энергетических систем и усилению роли возобновляемых источников энергии. При этом возник новый тренд: цифровое кодирование энергии. Переход от автономных к интерактивным процессам получения, переработки и использования энергии открывает возможность применения множества новых технологий в энергетике. В их числе управление энергопотреблением и контроль за ним, а также ориентированные на энергоэффективность программные приложения, способствующие появлению более экономных (в плане потребления энергии) предприятий, выбрасывающих меньше углерода в атмосферу.
Работающая в области организации энергоснабжения британская компания Schneider Electric поставила себе цель достичь к 2030 году нулевого баланса выбросов углерода. В соответствии со взятыми на себя обязательствами по охране окружающей среды и повсеместному внедрению Интернета вещей корпорация продвигает новый бизнес-план и портфель продуктов, предусматривающий поддержку «умных» технологий. При этом она стремится выстроить управленческую и энергетическую вертикали, обеспечивающие 60% глобального оборота компании.
По словам нового директора Schneider Electric по технологиям Прита Банерджи (Prith Banerjee), такая стратегия «позволит добиться определенного процента ежегодной экономии энергии для таких объектов, как крупный торговый центр или аэропорт. Schneider берет на себя расходы по установке нового энергосберегающего оборудования и выставляет компаниям счета за свои услуги с учетом сэкономленной ими энергии».
Для нефтегазовых компаний интеграция данных в свои стратегии — задача непростая. По данным исследования Accenture, лишь пятая часть компаний отрасли используют общекорпоративный подход к аналитике данных. Профессионалы в области энергетики надеются изменить сложившуюся ситуацию. Ведь чем больше данных будет поступать с нефтегазовых промыслов, тем удачнее будут методы повышения эффективности, и, тем больше продукции, в конечном итоге, можно будет получить с меньшими издержками.
В условиях серьезного падения цен на нефть растет интерес компаний к услугам аналитиков нефтяных месторождений. «Умные» нефтяные месторождения готовы к внедрению цифровых систем, сенсоров и электронных информационных блоков. Компания WellAware, Welder Exploration & Production, Inc. разработала приложение, облегчающее мониторинг уровней воды и нефти с помощью сенсоров, установленных в сборных резервуарах. Крепление сенсоров на разных технологических узлах позволяет осуществлять такой мониторинг дистанционно.
В другой части света, на западном побережье США, энергетический стартап из Сан-Диего GroundMetrics использует электромагнитные датчики для получения изображений залежей и области дренирования, что дает нефтяникам больше шансов на успешное бурение. По словам генерального директора GroundMetrics Джорджа Айскампа (George Eiskamp), небольшая нефтяная компания, с которой они работают в Техасе, использовала данные GroundMetrics для обнаружения крупного перспективного участка на месторождении, которое они разрабатывают уже более 20 лет. «Мы привязали наши данные к данным трехмерной сейсморазведки, геологии и истории добычи, — говорит Айскамп.— И теперь они запускают программу бурения нескольких скважин для добычи нефтяных запасов, которые не удавалось открыть прежде. Предоставляя нефтяникам новые сведения о том, что на самом деле происходит под землей, наша технология позволяет им повысить эффективность и оптимизировать добычу».
Айскамп отмечает, что без применения новых технологий повышения эффективности передачи и распределения электроэнергии вся отраслевая инфраструктура линий электропередачи будет по-прежнему страдать от огромного количества потерь: «Это осложнит и, возможно, ограничит распространение электромобилей и обеспечение бесперебойной генерации из возобновляемых источников».