По оценкам International Telecommunications Union, более чем половина населения Земли не имеет доступа в Интернет, а компания Iridium считает, что только 10% поверхности планеты, включая моря и океаны, обеспечено беспроводной (мобильной) связью, которая основывается на наземной инфраструктуре. В этом смысле Россия, как крупнейшая по территории страна, - очень привлекательный рынок для спутниковых услуг, так как значительная часть ее территории мало населена и не охвачена мобильной связью.
Услуги спутниковой телефонной связи, а позднее и спутникового интернет для частных потребителей, существуют уже около 20 лет и за все это время они не смогли составить значимой конкуренции услугам на базе сотовой связи и мобильному интернет, оставаясь нишевыми предложениями для потребителей в отдаленных районах, работающих в специфических условиях, а так же для обеспеченных потребителей. Спутниковая телефонная связь стала синонимом «богатства», так как стоимость минуты соединения стоила намного выше тарифа в сотовых сетях, сюда же следовало добавить необходимость покупки дорогого спутникового телефона и тарифный план как правило включал высокую абонентскую плату и активацию. Вместе с тем, развитие телекоммуникаций последних лет и феномен конвергенции технологий позволил разработчикам космических спутников, операторам спутниковой связи, а так же инновационным технологическим компаниям и венчурным фондам взглянуть по-новому на рыночные возможности спутниковой связи и интернет и уже в настоящий момент предложить решения позволяющие в среднесрочной перспективе начать конкурировать на рынке сотовой связи и мобильного интернет.
В данном обзоре будут рассмотрены мировые тенденции формирования нового сегмента рынка телекоммуникаций – доступной широким слоям потребителей мобильной спутниковой связи и спутникового интернет, которые к 2020 году могут превратиться в огромный многомиллиардный международный рынок. В обзоре не рассматриваются другие технологии и рынки спутниковой связи. Например, стационарной спутниковой связи, рынки корпоративной и промышленной спутниковой связи (морские перевозки, нефте- и газодобыча и тп.) и рынки спутниковых M2M услуг.
1. Понятие подвижной спутниковой связи и спутникового интернет в контексте общего рынка связи
Современный рынок услуг связи для частных потребителей включает следующие суб рынки: • Рынок проводной связи и ШПД интернет, Wi-Fi точки подключения; • Рынок сотовой связи и мобильного интернет (2G, 3G, LTE..); • Рынок спутниковой связи и интернет (на базе спутниковых телефонов, стационарных спутниковых тарелок и оборудования).
Новый сегмент рынка зарождается на базе конвергенции технологий всех трех рынков: рынка спутниковой связи, «последней мили» на базе Wi-Fi и рынка мобильной связи, так как для связи может почти любой современный смартфон.
2. Объем и динамика рынка мобильной спутниковой связи в мире
По оценкам Satellite Industry Association в 2014 году доходы мирового спутникового рынка составили 201 млрд долл. с потенциалом роста до 250 млрд долл. к 2020 году. Принимая во внимание многие оценки (SIA, TIA и SpaceWorks) мирового рынка телекоммуникаций в 2014 году в диапазоне 4,6 - 5 трлн долл. с ежегодным ростом в 4 - 7%, получается, что мировой спутниковый рынок составляет 4% доходов всего рынка телекоммуникаций. На долю спутниковых услуг приходится сейчас более 60% доходов спутникового рынка.
Доходы рынка от мобильных (подвижных) космических услуг (mobile satellite services - MSS) включающих мобильную спутниковую связь и мобильный спутниковый интернет оцениваются в 1,4% доходов от спутниковых услуг.
Основной объем рынка как в производстве спутников, их запусках, так и в доходах от спутниковых услуг приходится на США, которые занимают 44% всего мирового рынка (109 млрд долл. в 2013 году). Далее идут рынки Азии (55 млрд долл.) и Западной Европы (35 млрд долл.). Компании из США построили 27% всех спутников в мире и получили до 70% всех доходов от их продажи. Более 65% всех заказов новых спутников направляются в США, 4% - в Россию. В общем количестве спутников, находящихся сейчас на орбите (1084 спутника), 41% составляют спутники США и 10% спутники России.
По данным SIA и SwissQuote в 2013 году в функциональной структуре спутников до 40% занимали коммерческие спутники связи, которые генерировали до 30% всех доходов спутникового рынка. По оценкам Sandler Research в среднесрочной перспективе до 2018 года среднегодовой рост спутникового рынка (CAGR) оценивается в 8.05% и главным драйвером этого роста будет сектор коммерческих спутников.
Следует отметить, что традиционные космические спутники могут быть размером с автобус и весить несколько тонн, что объясняет их огромную стоимость разработки и вывода на орбиту. К тому же половину их веса составляет жидкое топливо, иногда более 2 тонн, для выполнения маневров в космосе. Поэтому основной современный интерес для реализации коммерческих услуг на базе MSS представляет сегмент «малых спутников» связи имеющих массу менее 500 кг. Подобные спутники отличаются значительно меньшей стоимостью разработки и запуска чем традиционные и позволяют организовать достаточную космическую группировку в сжатые сроки.
По данным SpaceWorks в 2014 году было запущено 158 малых спутников, в том числе 107 коммерческих, что превзошло оценки аналитиков, показав прирост в 72% к 2013 году. Около половины всех новых запусков спутников в 2013 году производилась на малую околоземную орбиту . Значительная часть малых спутников используется в целях связи (22%), науки и дистанционного зондирования Земли.
Принимая во внимание опубликованные планы ряда компаний США, выходящих на спутниковый рынок (см. Таблицу 8) и инвестирующих в настоящий момент миллиарды долларов в проекты по выводу сотен и тысяч малых спутников к 2020 году, можно ожидать, что это будет год массовых запусков огромных группировок малых спутников связи.
Существенное увеличение запусков в 2020 году связано с заявленными планами компаний по массовым запускам.
По оценкам SpaceWorks в период 2014-2016 годов коммерческие спутники будут составлять более половины (56%) всех новых запусков малых спутников, а на долю спутников связи будет приходится до 9% запусков. Основной прирост прогнозируется в сегменте наноспутников весом от 1 до 10 кг. Данная пропорция может сильно измениться к 2020 году, когда коммерческие спутники связи будут составлять подавляющую часть запускаемых малых спутников.
Доходы от продажи спутникового абонентского оборудования в мире выросли в 2013 году на 22% по всем сегментам рынка – спутниковое ТВ, спутниковое радио, фиксированный интернет и услуги MSS.
3. Рынок мобильной спутниковой связи в общей структуре рынка связи
По данным ITU, GSMA, Informa и других агентств в 2014 году мировой рынок сотовой связи и мобильного интернет оценивается в более чем 1 трлн долл. с числом подписчиков (сим карты) в 7,2 млрд. единиц.
Это намного превышает размер рынка спутниковых MSS - 1,96 млрд долл. и 2,9 миллионов абонентов.
Основным двайвером роста рынка телекоммуникаций будут пользователи мобильного интернет с CAGR 19%, тогда как рост в сегменте спутниковых MSS прогнозируется в 5%. Если эти темпы роста сохранятся, то к 2020 году в мире будет около 6 миллионов абонентов MSS.
Доходы на абонента (ARPU) спутниковых операторов более чем в пять раз выше, чем у сотовых операторов.
4. Тенденции развития рынка спутниковой связи и интернет
4.1. Ключевые направления развития рынка
К тенденциям спутникового рынка последних лет следует отнести:
- Существенное удешевление разработки и вывода на орбиту новых спутников:
- Снижение веса и размера спутников позволяет запускать единовременно большее их количество. Средний вес малых спутников уменьшается на 8% ежегодно при этом их функциональные возможности возрастают; - Стандартизация платформ и серийное производство спутников (платформы SSTL, стандарты Cubesat, PocketQub); - Использование промышленных электронных компонентов при строительстве спутников, а не специальных “космических”; - Появление частных космических грузовых перевозчиков, которые повышают конкуренцию в отрасли и снижают цену доставки на орбиту; - Повышение интереса крупных компаний к производству малых спутников (Boeing, EADS) и выход на рынок малых спутников развивающихся стран (Перу, Эквадор, Вьетнам).
- Повышение интереса к малой орбите:
- Вывод спутников на более низкую орбиту обеспечивает более высокую скорость передачи сигнала от земли к спутнику и обратно, а так же меньшую задержку сигнала; - Околоземная орбита является исчерпаемым ресурсом. Диапазон 600-1000 км является наиболее популярным и от этого наиболее загруженным. Накапливаются будущие риски эксплуатации спутников и их вывода с орбиты после окончания срока их службы.
- Возможность получения глобального покрытия Земли средствами большого числа малых спутников - Партнерства корпораций из различных сфер обеспечивают эффект синергии в космических проектах, увеличивают скорость и качество разработки спутников и снижают стоимость проекта - Активное привлечение венчурных инвестиций показывает сохраняющийся интерес к отрасли. Венчурные фонды США вкладывают миллиарды долларов в новые проекты. Большое чисто проектов со сроком реализации в 2020 году. - Рост числа малых спутников, разрабатываемых в университетах (рост на 16% ежегодно), способствует повышению качества подготовки кадров - Существенное увеличение рынка космических услуг, появление компаний реализующих новые бизнес модели, например, таких как «превратить спутниковую связь в транспорт по предоставлению мобильных услуг с использованием обычного смартфона».
4.2 Активность спутниковых операторов на рынке услуг MSS
Ключевой активностью спутниковых операторов является обновление их спутниковых группировок, которые работают на орбите уже многоие годы и технологически устарели в сравнении со стремительно улучшающимися возможностями сотовых и проводных сетей данных. Например, в то время как в сотовых сетях уже возможен просмотр потокового видео высокого качества на экране смартфона, спутниковые операторы могут предложить пользователям услуг MSS обмен текстовыми сообщениями, работу с e-mail и просмотр веб страниц на скоростях сравнивых с коммутируемым доступом. Так, Iridium и Inmarsat уже начали обновление своих группировок спутниками второго поколения со значительно улучшенными характеристиками скорости передачи данных (например, у Iridium Global Xpress скорость передачи на абонентское устройство возрастет с сегодняшних 384 Кбит/с до 5 Мбит/с; у Inmarsat Next с 2,4 Кбит/с до 1,5 Мбит/с.
Параллельно вся большая четверка спутниковых операторов расширяет портфель абонентского оборудования, чтобы с одной стороны увеличить абонентскую базу, в том числе среди абонентов массового рынка, а с другой, чтобы повысить ARPU среди существующих абонентов. В портфеле операторов появились спутниковые Wi-Fi хотспоты (у Thuraya это адаптер для смартфона) позволяющие пользоваться спутниковой голосовой связью и интернет на многих современных смартфонах (имеющем Wi-Fi и позволяющих устанавливать специальное мобильное приложение оператора), которое выступает управляющим интерфейсом между смартфоном и технической частью спутникового хотспота (см. Таблицу 7). По оценкам Northern Sky Research, к 2022 году в мире будет продано до 150 тысяч спутниковых Wi-Fi хотспотов или 2,5% от числа пользователей услуг спутниковых MSS.
4.3 Инвестиции в отрасль спутниковой связи
По оценкам Inmarsat, выход на международный спутниковый рынок нового оператора может занять не менее 6 лет и будет сопряжен со следующими барьерам:
- Огромные капитальные вложения необходимые для построения спутниковой сети и последующего обновления спутников (срок их эксплуатации ограничен); - Необходимость приобретения прав на частоты в современном черезвычайно занятом частотном спектре; - Необходимость получения позиции на орбите, которая является исчерпаемым ресурсом; - Необходимость лицензирования услуг и абонентского оборудования в глобальном масштабе; - Необходимость развития дистрибуции улуг и абонентского оборудования в глобальном масштабе; - Поддержание доверия потребителей и рыночной репутации, на что требуется длительное время.
Новые компании, выходящие на рынок спутникового интернет и связи, уже заявили о привлечении более 17 млрд долл. инвестиций, запланировав вывести на орбиту более 5000 спутников связи, и планируют начать оказание услуг на массовом рынке в ближайшие несколько лет. Основной пик запусков спутников запланирован на 2020 год.
Кроме того, существующие спутниковые операторы Iridium и Inmarsat обновляют свои спутники связи более современными аппаратами второго поколения, инвестируя в это совокупно 4,5 млрд.долл на период до 2017 года. Общий объем инвестиций до 2020 года среди указанных компаний может превысить 22 млрд долл.
5. Выводы
Стремительное развитие телекоммуникационных технологий и компонентной базы, снижение веса, размера и стоимости спутников, снижение стоимости их вывода на орбиту, возможность организации глобального покрытия планеты в сжатые сроки, позволили спутниковым операторам, разработчикам спутниковой инфраструктуры и коммерческим и инвестиционным компаниям по-новому взглянуть на перспективы рынка спутниковой связи и интернет запуская новые амбициозные много миллиардные проекты.
Современный мировой спутниковый рынок оценивается в 201 млрд.долл. При этом на долю спутниковых услуг приходится более 60% доходов рынка. Услуги подвижной спутниковой связи и интернет (MSS) занимают в общей структуре 1,4% доходов рынка или 2,8 млрд долл. и будут расти в среднем минимум на 5% в год в ближайшие 5 лет. Количество пользователей спутниковых услуг MSS возрастет с сегодняшних 2,9 млн. до почти 6 млн. пользователей.
К концу этого рассматриваемого периода, в 2019-2020 годах, ожидается выход на спутниковый рынок сразу нескольких новых игроков, ориентированых главным образом на массового потребителя, которые вероятно существенно изменят расстановку сил на рынке. Уже сейчас совокупные инвестиции в построение новых спутниковых группировок из тысяч спутников заявлены на уровне более 21 млрд долл. Крупные компании в числе Google, Virgin Group, Qualcomm, SpaceX обозначили свое участие самостоятельно, либо венчурно, в спутниковых проектах с одинаковыми целями: обеспечить новых потребителей, отдаленные и неохваченные связью районы Земли доступным спутниковым интернет и связью. Одни - с целью увеличения числа пользователей своих основных сервисов, другие - для получения прямого дохода от спутниковых услуг.
Существующие спутниковые операторы Iridium и Inmarsat осуществляют обновление своих группировок запуская спутники второго поколения, которые должны обеспечить существенный рост скорости передачи данных и качество услуг конечных пользователей.
Все операторы большой четверки расширили портфель своего абонентского оборудования для массового рынка портативными спутниковыми Wi-Fi хотспотами (Thuraya запустила приставку), которые позволят получать услуги спутниковой связи используя обычный современный смартфон. Данная тенденция является новым направлением развития, который будут усиливать и развивать вновь создаваемые компании все больше приближая спутниковую связь к массовому потребителю.
Лидером на спутниковом рынке является США. На их долю приходится большая часть производимых и запускаемых спутников (41%), большая часть всех доходов мирового рынка от спутниковых услуг (44%) и они сохранят и упрочат это лидерство в анализируемой перспективе. Учитывая специфику спутниковых технологий он смогут предоставлять услуги спутниковой связи и интернет в любой точке планеты и любому потребителю.
По информации http://www.4cio.ru/news/view/5146